Тоговый тест по родной (русской) литературе 7 класс
Часть А
А1. Соотнесите автора и произведения:
1) И.И.Дмитриев а) «Сигнал»
2) Ф.Н.Глинка б) «Маленькие рассказы о большой судьбе»
3) К.М.Станюкович в) «Рождественская ночь»
4) В.М.Гаршин г) «К Пушкину»
5) Ю.Н.Нагибин д) «Женя Касаткин»
6) В.Н.Крупин е) «Три льва»
А.2. Соотнесите определение образно-выразительного средства и понятие:
1) аллегория а) вид комического
2) мораль б) расположение, построение художественного произведения
3) рассказ в) момент наивысшего напряжения в художественном произведении
4) композиция г) жанр религиозной литературы
5) кульминация д) троп, выражение отвлеченных понятий в конкретных художественных образах. Используется в баснях былинах сказках.
6) притча е) небольшое по объёму произведение, содержащее малое количество действующих лиц, атакже, чаще всего, имеющее одну сюжетную линию.
7) юмор ж) система нравственных норм, регулирующая поведение человека.
А3 Назовите в следующих примерах средства художественной выразительности.
1. Сквозь волнистые туманы пробирается луна (А.С. Пушкин)
2. "Ночевала тучка золотая…". (М.Лермонтов)
3.Сколько их! куда их гонят?
Что так жалобно поют?
(А.С.Пушкин)
4. Моих ушей коснулся он.
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье. (А.С. Пушкин)
5. В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем раскаленной,
Анчар, как грозный часовой,
Стоит – один во всей вселенной. (А.С. Пушкин)
6. Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный… (А.С.Пушкин)
7. Тина теперь и болотина
Там, где купаться любил…
Тихая моя родина,
Я ничего не забыл..
(Н.М.Рубцов.)
А4 Соотнесите иллюстрацию и название произведения:
1) Ф.Н. Глинка «Москва» 2) К.М.Станюкович
«Рождественская ночь» 3) В.М.Гаршин
«Сигнал» 4) Ю.М.Нагибин глава «Юрина война»
а б в г
Часть В
Прочитайте приведённый ниже отрывок:
На другой день я пригласил его с крашеной скамейки на паровоз и сошел к нему навстречу, чтобы ему подняться в кабину.
Когда мы тронулись вперед, я посадил Александра Васильевича на свое место машиниста, я положил одну его руку на реверс и другую на тормозной автомат и поверх его рук положил свои руки. Я водил своими руками, как надо, и его руки тоже работали. Мальцев сидел молчаливо и слушался меня, наслаждаясь движением машины, ветром в лицо и работой. Он сосредоточился, забыл свое горе слепца, и кроткая радость осветила изможденное лицо этого человека, для которого ощущение машины было блаженством.
В обратный конец мы ехали подобным же Мальцев сидел на месте механика, а я стоял, склонившись, возле него и держал свои руки на его руках. Мальцев уже приноровился работать таким образом настолько, что мне было достаточно легкого нажима на его руку, и он с точностью ощущал мое требование. Прежний, совершенный мастер машины стремился превозмочь в себе недостаток зрения и чувствовать мир другими средствами, чтобы работать и оправдать свою жизнь.
На спокойных участках я вовсе отходил от Мальцева и смотрел вперед со стороны Мы уже были на подходе к Толубееву; наш очередной рейс благополучно заканчивался, и шли мы вовремя. Но на последнем перегоне нам светил навстречу желтый светофор. Я не стал преждевременно сокращать хода и шел на светофор с открытым паром. Мальцев сидел спокойно, держа левую руку на реверсе; я смотрел на своего учителя с тайным ожиданием...
— Закрой пар! — сказал мне Мальцев.
Я промолчал, волнуясь всем сердцем.
Тогда Мальцев встал с места, протянул руку к регулятору и закрыл пар.
— Я вижу желтый свет, — сказал он и повел рукоятку тормоза на себя.
— А может быть, ты опять только воображаешь, что видишь свет! — сказал я Мальцеву.
Он повернул ко мне свое лицо и заплакал. Я подошел к нему и поцеловал его в ответ:
— Веди машину до конца, Александр Васильевич: ты видишь теперь весь свет!
Он довел машину до Толубеева без моей После работы я пошел вместе с Мальцевым к нему на квартиру, и мы вместе с ним весь вечер и всю ночь.
Я боялся оставить его одного, как родного сына, без защиты против действия внезапных и враждебных сил нашего прекрасного и яростного мира.
В1 Укажите фамилию автора и название произведения.
В2 Какова главная мысль произведения?
Какие чувства испытывали вы, читая этот отрывок?