Подробный план Новое время требовало новых сюжетов, стилей, интонаций и ритмов. Некрасов не только значительно расширил тематический диапазон русской лирики - появились новые темы, а традиционные обрели в его творчестве неожиданное звучание, - но и существенно преобразовал поэтическую речь

Демократизация поэтического языка связана с переориентацией на массового читателя, с пристальным вниманием автора к другому человеку, чьи радости и горести могут быть ему важнее собственных. «Человек брошен в жизнь загадкой для самого себя, каждый день его приближает к уничтожению — страшного и обидного в этом много... Но вот Вы замечаете, что другому (или другим) нужны Вы — и жизнь вдруг получает смысл, и человек уже не чувствует той сиротливости... Человек создан быть опорой другому, потому что ему самому нужна опора» — один из нравственных принципов, объясняющих суть поэзии Некрасова, сформулирован им в письме к Л.Н. Толстому.
Лирика Некрасова, в отличие от произведений его предшественников, отличается многоголосием: наряду с лирическим авторским «я» в стихотворениях часто присутствуют ещё один или несколько персонажей. Это уже не просто выражение авторских чувств и мыслей — это видение полифонического, дисгармоничного мира другими глазами, отражение переживаний другого героя. В стихотворениях Некрасова заговорила улица — мелкие чиновники, крестьяне, солдаты, при этом поэт не использует жаргонизмов и грубых просторечных выражений: при близости языку к разговорному это всё-таки поэтический язык, отличающийся богатым интонационным разнообразием.
Одной из ярких особенностей поэтического языка Некрасова является ориентация на фольклорные элементы. Особенно это касается стихотворений, посвящённых крестьянской теме. Тут и постоянные эпитеты, знакомые вам по народным песням и сказкам, и лексические повторы, и слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Кроме того, исследователи выделяют в лирике Некрасова устойчивые слова-сигналы, которые чаще всего используются им в разных стихотворениях. Это такие эпитеты, как «унылый», «роковой», «угрюмый», «суровый», и слова «стон», «стонать», определяющие тоскливую и сумрачную тональность некрасовской лирики. Однако в стихотворениях Некрасова есть и устремлённость в будущее, и пусть размышления о недалёком будущем также пессимистичны, более удалённое время видится лирическому герою светлым и прекрасным - вспомните стихотворение «Железная дорога».
Пафос будущего определяет и то, что многие стихотворения поэта адресованы детям.
Жизни вольным впечатлениям
Душу вольную отдай,
Человеческим стремлениям
В ней проснуться не мешай.
 
С ними ты рождён природою —
Возлелей их, сохрани!
Братством, Равенством, Свободою
Называются они...
«Песня Еремушке», 1859
Умение проникать в мир других людей определило совершенно новый подход к изображению характера простого человека из народа. До Некрасова приобщение к народному характеру шло через песню, но в его стихах её подчас нет — есть горький, безыскусный рассказ о жизни, как, например, в стихотворении «В дороге». Вместо традиционной песни «про рекрутский набор и разлуку» мы слышим невесёлую исповедь ямщика о себе и своей погубленной господами жене. Перед читателем не обобщённая с фольклора крестьянская судьба, а индивидуальная, глубоко личная трагедия. «Передо мной никогда не изображёнными стояли миллионы живых существ, — говорил Некрасов. — Они просили любящего взгляда. И что ни человек, то мученик, что ни жизнь, то трагедия!»
Появление в стихах различных героев привело к тому, что важную роль начинает играть не лирический, а повествовательный сюжет. Многие стихотворения, в том числе и стихотворение «В дороге», — это своеобразные стихотворные рассказы, стихотворные новеллы. Кроме того, они включают в себя драматические элементы: активно вводится диалог или сценическое действие. Вспомните стихотворение «Крестьянские дети», в котором мы слышим, кроме авторского голоса, голоса крестьянских ребятишек, да и само произведение первоначально имело подзаголовок «Детская комедия».
Однако некрасовская лирика не теряет лиризма: это не рассказ, не очерк и не драма. Стихотворение «В дороге» — подлинное открытие Некрасова не только потому, что имеет выраженную социальную направленность, обличает помещичий произвол: прежде всего оно отражает сложность и противоречивость крестьянского характера. Ужасна не только история несчастной Груши, но и то, как об этом рассказывает её муж, бесхитростно-наивно признаваясь:
А, слышь, бить — так почти не бивал,

pyankova06 pyankova06    2   15.02.2022 09:41    0

Другие вопросы по теме Литература