Однажды из окна своей квартиры на литейном проспекте в петербурге некрасов видел, как от подъезда противоположного дома дворники и городовой отгоняли группу крестьян-просителей. в том доме жил министр государственных имуществ м.н.муравьев. он и явился одним из прототипов "владельца роскошных палат". другой его прототип - князь чернышев а.и., который при николае 1 был военным министром и насаждал в армии палочную дисциплину. стихотворение "размышления у парадного подъезда" - это рассказ о неудавшемся визите к "владельцу роскошных палат" так и оставшихся на улице просителей. в нем резко разоблачается самодержавно-крепостнический режим. владельцу роскошных палат, считавшему "жизнью завидной волокитство, обжорство, игру", поэт противопоставляет жизнь крепостных крестьян; фальшивой парадной стороне бюрократическо-дворянского общества с его внешним благополучием противопоставляется нищая крестьянская россия, народ. с большой изобразительной силой поэт показывает наглядно примеры нищеты, забитости, обездоленности мужицкой россии: " на взгляд загорелые лица и руки, армячишко худой на плечах, по котомке на спинах согнутых, крест на шее и кровь на ногах, в самодельные лапти " крест - это символ мученичества, которое суждено нести крестьянину. крестьяне в стихотворении еще забиты и покорны: "и пошли они солнцем палимы, повторяя: "суди его бог! " разводя безнадежно руками. и покуда я видеть их мог, с непокрытыми шли головами." именно эту покорность, неспособность к борьбе и стремиться показать некрасов, тем самым желая пробудить в народе сознание необходимости борьбы. стихотворение завершается авторским раздумьем о судьбах россии. некрасов стремится показать глубину страданий всей народной россии. " земля! назови мне такую обитель я такого угла не видал, где бы сеятель твой и хранитель, где бы мужик не " сочувствуя народному горю, некрасов в то же время утверждает, что только сами крестьяне могут избавить себя от страданий. поэт призывает народ подняться на борьбу с поработителями. "ты проснешься ль, исполненный сил? " стихотворение подверглось цензурному запрету, но уже вскоре после написания стало расходиться в рукописных списках. впервые оно было опубликовано в 1860 году в лондоне, в газете герцена и огарева "колокол", с примечанием: "мы редко помещаем стихи, но такого рода стихотворение нет возможности не поместить