Когда уральский мальчик Паша Бажов в давние годы был привезен учиться в Екатеринбург (теперь г. Свердловск), он с нетерпением ждал каникул, чтобы в родном городе (ныне г. Полевск) снова встретиться с Василием Алексеевичем Хмелининым, которого все наса звали «дедушка Слышко». Слышко сердился, когда мальчики просили его рассказать сказку: «Сказки старухи маленьким сказывают. А я - про старинное житье помню. Только это не сказки, а сказы да побывальщины прозываются. Иное, слышь-ко, и говорить не всякому можно. С опаской надо. А ты говоришь сказки!» Побывальщина - это «сказ без тайности», то есть без элементов фантастики (например, «Живинка в деле», «Тяжелая витушка»). Сказ - это как бы устный монолог-повествование, передача чужой устной речи, обладающей своеобразной манерой. Сам П. П. Бажов говорил, что в сказе есть элемент действительной истории, в его основе лежит истинное происшествие: «эта близость к истине и отличает сказ от того, что в народном понимании называется сказкой». Но в то же время Бажов называл себя и сказочником. Удачно обозначал он свое понимание сказа народными словами: «Было - не было, а былым пахнет». Важна указанная выше речевая особенность сказа: рассказчик как бы непосредственно обращается со своим пронизанным живой интонацией словом. Эта манера может быть замечена и самими учащимися в сказе «Синюшкин колодец» (например: «об этом и разговор сперва», «она, видишь, эта бабка, хитрая была», «она, вишь, из мраморских была»). При чтении сказа в классе учителю следует интонацией подчеркнуть эту разговорность, обращенность к слушателю произведения да и спросить самих нас: «Можно ли доказать, что сказ Бажова обращен не только к читающим, но и к слушающим?» Бажов записывал народные выражения. Так, в его блокноте было найдено такое уральское присловье: «Достались по наследству перья от бабушки Лукерьи, после старушки, от курочки пеструшки». При обсуждении сказа можно предложить насам вспомнить, в каком месте сказа использовал Бажов эту поговорку, определить, что было главным в бабкином наследстве. Перья ведь должны были только напоминать о бабкином наставлении, а главным был Лукерьин наказ: «Ходи веселенько, работай крутенько…» Тогда «и белый день взвеселит, и темна ноченька приголубит, и красное солнышко обрадует». В 1934 году затеяли выпустить сборник дореволюционного уральского устного народного творчества. И вдруг оказалось, что никто его не собирал, записанного ничего нет, все в памяти, в головах. Вспомнил тут Бажов сказы дедушки Слышко, но не только их. Многих людей он расспрашивал и записывал, а потом и сам стал создавать свои сказы. Любимое выражение было у Бажова - «своеглазное знание». Именно глубокое знание, видение своими глазами Урала и его людей дало Бажову возможность создать замечательные сказы. Дедушка Слышко рассказывал Павлу Бажову сказки только старательские, о камнерезах он сказов не знал. Их создал сам Бажов, использовав разные источники. Писатель, сам неутомимо показывая «живинку в деле», «переплавил богатейшие руды народных преданий, сказов, поговорок, столетиями бытовавших по Уралу, в свои сказы» (Б. Полевой). Особенностью их было и то, что они созданы на основе устного рабочего творчества, на основе записей словечек и оборотов речи, передающих характерные черты жизни уральских горных рабочих: «От отца - руки да плечи, от матери - зубы да речи, от деда Игната - кайло да лопата, от бабки Лукерьи - особый поминок». В 1936 году появились первые сказы «Малахитовой шкатулки». Это были «Дорогое имечко», «Медной горы Хозяйка», «Про Великого Полоза», «Приказчиковы подошвы». Сказ «Си-нюшкин колодец» был закончен в конце 1938 года, до выхода в свет «Малахитовой шкатулки», но не вошел тогда в нее. П. П. Бажов говорил: «Это другой стиль. Ни одного «слышь-ко» не употребил. Хмелининские сказы - те густо обросли бытом… Здесь этого нет». Впервые этот сказ напечатан в книге «Ключ-камень», изданной в 1943 году, а позднее включен в «Малахитовую шкатулку». Писатель Ф. Гладков писал: «Эта книга дорога для меня тем, что в ней удивительно чутко и проникновенно воплощена глубокая, большая душа народа - могучего работника, великого труженика, которого не сломило вековое рабство, который нес в себе неугасимую правду и творческую красоту». Это и определяет основное содержание сказа Бажова «Синюшкин колодец».