Лермонтов "Молитва"
Изучите план анализа лирического стихотворения
1. Место стихотворения в творчестве поэта (историко-биографический комментарий).
2. Жанровые особенности стихотворения.
3. Тематика, основные мотивы.
4. Композиционное своеобразие. Особенности строфики.
5. Внутренний облик лирического героя.
6. Образный ряд стихотворения.
7. Настроение, преобладающее в стихотворении.
8. Лексический строй текста.
9. Особенности поэтического синтаксиса (обращения, восклицания, риторические вопросы, инверсии).
10. Изобразительные средства (метафора, метонимия, эпитет, сравнение, аллегория, символ).
11. Приёмы звукописи (аллитерация, ассонанс).
12. Размер стихотворения, его смыслопорождающая функция (двусложные и трёхсложные размеры). Музыкальность стиха.
13. Особенности рифмовки.
14. Смысл названия стихотворения.
1. Место стихотворения в творчестве поэта:
"Молитва" Лермонтова относится к его раннему периоду творчества, когда он еще только начинал свою литературную карьеру. В это время поэт еще искал свой индивидуальный стиль и тематику, поэтому стихотворения этого периода отличаются от последующих работ. "Молитва" пишется в рамках романтизма, который был распространен в ту эпоху.
2. Жанровые особенности стихотворения:
"Молитва" можно отнести к лирическому жанру, так как оно является внутренним размышлением, молитвой лирического героя, выражением его эмоций и чувств. Лирические произведения характеризуются субъективностью и авторским эмоциональным отношением.
3. Тематика, основные мотивы:
Тематика "Молитвы" связана с основными темами Лермонтовского творчества - темой бессмысленности и одиночества существования, темой вечности и силы духа. Основными мотивами в стихотворении являются самоотверженная молитва, стремление к освобождению от мирских сует и конфликт между жизненным опытом и молодыми, брошенными жизненными перспективами.
4. Композиционное своеобразие. Особенности строфики:
"Молитва" состоит из девяти четверостиший, где каждое четверостишье имеет абаб рифмовку. Такая строфика позволяет постепенно вводить разные идеи, подходы и рассуждения лирического героя.
5. Внутренний облик лирического героя:
Лирический герой "Молитвы" олицетворяет самого поэта и размышляет о смысле жизни, одиночестве и надежде на помощь высших сил.
6. Образный ряд стихотворения:
В тексте "Молитвы" можно выделить такие образы, как "гимн трепетный", "недлюбовь", "мглу", "смолкни", "терния", "могила", "холмы", которые служат для подчеркивания эмоционального содержания стихотворения.
7. Настроение, преобладающее в стихотворении:
В "Молитве" преобладает настроение тоски и безысходности, но в конце стихотворения возникает тихая надежда на спасение и исцеление от духовной боли.
8. Лексический строй текста:
Лермонтов использовал в стихотворении простой и понятный язык, чтобы обратиться к широкому кругу читателей. Он использовал такие слова, как "пушкин", "вера", "прах", "страсть", "мура", которые сильно заряжены эмоциями и значимыми ассоциациями.
9. Особенности поэтического синтаксиса:
Лермонтов использует различные поэтические приемы, такие как обращения, восклицания, риторические вопросы и инверсии, чтобы усилить эмоциональность и звучность стихотворения и вызвать читательскую реакцию.
10. Изобразительные средства:
В "Молитве" Лермонтов использовал разные изобразительные средства, такие как метафора ("мгла и недлюбовь, и клевета"), метонимия ("гимн трепетный", "Солнца таяние"), эпитеты ("непостоянной", "тернии груды"), сравнения ("словно зоркий мглой охвачен ночной покой") и символы ("горести сожжение", "терниями указанный путь").
11. Приемы звукописи:
В стихотворении "Молитва" Лермонтов использовал такие приёмы звукописи, как аллитерация (повторение звуков "р" в фразе "радости робкой робкая радость") и ассонанс (повторение гласных звуков "о" и "у" в словах "Молотом снов долотом молится").
12. Размер стихотворения, его смыслопорождающая функция:
"Молитва" пишется двусложным размером (ямб), который придает стиху особую музыкальность и ритмичность. Стих смыслопорождающая функция помогает передать эмоциональное состояние лирического героя и потрясение, вызванное его внутренним монологом.
13. Особенности рифмовки:
"Молитва" имеет абаб рифмовку, где каждое четверостишие рифмуется друг с другом. Эта форма рифмовки придает стихотворению гармоничность и законченность.
14. Смысл названия стихотворения:
Название "Молитва" указывает на главную тему стихотворения - молитву и поиск спасения и освобождения от сомнений и страданий.
Таким образом, "Молитва" Лермонтова является значимым стихотворением, в котором путь осмысления и поиска благородства, веры и надежды стали главными темами, передаваемыми с помощью различных литературных приемов, метафор и символов. Читатель может прочувствовать эмоциональность и внутреннюю победу лирического героя, который ищет ответы на свои вопросы и пытается найти способ смирения и спасения.