Контрольная работа по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания.
Солнце выглянуло давно на расчищенном небе и живительным, теплотворным светом своим облило степь. Все, что смутно и сонно было на душе у казаков, вмиг слетело; сердца их встрепенулись, как птицы.
Степь, чем далее, тем становилась прекраснее. Тогда весь юг, все то пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Черного моря, было зеленою, девственною пустынею. Никогда плуг не проходил по неизмеримым волнам диких растений. Одни только кони, скрывавшиеся в них, как в лесу, вытоптывали их. Ничто в природе не могло быть лучше их. Вся поверхность земли представлялася зелено- золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; желтый дрок выскакивал вверх своею пирамидальною верхушкою; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела по поверхности; занесенный Бог знает откуда колос пшеницы наливался гуще. Под тонкими их корнями шныряли куропатки, вытянув свои шеи. Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву. Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался Бог знает в каком дальнем озере. Из травы подымалась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха. Вот она пропала в вышине и только мелькает одною черною точкою. Вот она перевернулась крылами и блеснула перед солнцем. Черт вас возьми, степи, как вы хороши!
( Н. В. Гоголь «Тарас Бульба»)
А1. Определите жанр произведения, из которого взят данный фрагмент.
1) роман 3) очерк
2) повесть 4) рассказ
А2. Что описывает данный фрагмент произведения?
1) пейзаж 3) интерьер
2) портрет героя 4) поступки героя
А3. Главной идеей данного фрагмента является:
1) характеристика степи, которая помешала героям вовремя добраться до места;
2) восхищение красотой степи;
3)описание мельчайших особенностей степи;
4)уныние героев по поводу длительного путешествия.
А4. Какие художественно-выразительные средства используются в следующих словосочетания: «зеленою, девственною пустынею», «черною точкою», «зелено- золотым океаном»?
1) метафора 3) эпитет
2) олицетворение 4) метонимия
А5. С какой целью автор вводит в свое повествование описание степи?
фон, на котором разворачивается действие;
степь- образ Родины, которую защищают герои;
показать психологическое состояние героев;
описать красоту русской природы.
В1. Укажите художественно выразительное средство, основанное на сопоставлении и используемое в следующем предложении: «…сердца их встрепенулись, как птицы».
В2. Из абзаца, начинающегося со слов «Степь чем далее…». Выпишите риторическое восклицание.
В3. Назовите художественно- выразительное средство, используемое в словосочетании «тень пробегала по траве…».
С1. С каких художественно- выразительных средств, приемов автор описывает степь? Свой ответ подтвердите примерами.
А2. Данный фрагмент описывает пейзаж – степь. В тексте приводятся множество подробностей о природе: зеленый золотой океан, миллионы цветов, голубые, синие и лиловые волошки, желтый дрок, белая кашка, колос пшеницы, трава, куропатки, птичьи свисты и т. д. Все эти описания создают наглядное представление о внешнем мире и атмосфере повести.
А3. Главной идеей данного фрагмента является восхищение красотой степи. Автор передает свои чувства и эмоции по поводу прекрасной русской природы, представленной здесь в многообразии цветов и звуков. Описание степи создает яркое впечатление и вызывает эмоциональный отклик у героев.
А4. Во фразе "зеленою, девственною пустынею", "черною точкою", "зелено-золотым океаном" используется художественное средство – эпитет. Эпитеты используются для более яркого и выразительного описания объектов и явлений, добавляют им новые качества и оттенки.
А5. Автор вводит описание степи с целью показать красоту русской природы. Он передает свое восхищение и любовь к родной земле через описание степи. Пейзаж становится фоном, на котором разворачиваются действия и эмоции героев. В то же время, описание степи также позволяет передать психологическое состояние героев. Прекрасная природа внушает им вдохновение, радость и наполняет их сердца эмоциями.
В1. В предложении "…сердца их встрепенулись, как птицы" используется художественно-выразительное средство, основанное на сопоставлении – сравнение. Автор сравнивает встрепенувшиеся сердца героев с птицами, чтобы показать интенсивность и неожиданность их реакции на внешние события.
В2. В предложении "Черт вас возьми, степи, как вы хороши!" приведено риторическое восклицание. Автор показывает свое восхищение и горячее эмоциональное отношение к степи.
В3. В словосочетании "тень пробегала по траве" используется художественно-выразительное средство – олицетворение. Тень, которая обычно не может бегать, олицетворено и показано в движении, чтобы передать динамику и живость пейзажа.
С1. Для описания степи автор использует следующие художественно-выразительные средства: эпитеты ("зеленою, девственною пустынею", "черною точкою", "зелено-золотым океаном"), сравнения ("сердца их встрепенулись, как птицы"), олицетворение ("тень пробегала по траве"), риторическое восклицание ("Черт вас возьми, степи, как вы хороши!"). Все эти приемы служат созданию яркого и выразительного образа степи, передаче ее красоты и воздействию на эмоции и чувства героев.