ма́ленький челове́к» — тип героя, который появился в с появлением реализма, то есть в 20—30 годах xix века.
первым образом маленького человека стал самсон вырин из повести а. с. пушкина «станционный смотритель». традиции пушкина продолжил н. в. гоголь в повести «шинель».
маленький человек — это человек невысокого социального положения и происхождения, не одарённый способностями, не отличающийся силой характера, но при этом добрый, никому не делающий зла, безобидный. и пушкин, и гоголь, создавая образ маленького человека, хотели напомнить читателям, привыкшим восхищаться романтическими героями, что самый обыкновенный человек — тоже человек, достойный сочувствия, внимания, поддержки.[источник не указан 2674 дня]
к теме маленького человека обращаются также писатели конца xix и начала xx века: а. п. чехов, а. и. , м. горький, л. андреев, ф. сологуб, а. аверченко, к. тренёв, и. шмелёв, с. юшкевич, а.мещеряков. силу трагизма маленьких людей — «героев зловонных и тёмных углов» (а. григорьев)[1] — верно определил пётр вайль:
« маленький человек из великой настолько мал, что дальнейшему уменьшению не подлежит. изменения могли идти только в сторону увеличения. этим и занялись западные последователи нашей классической традиции. из нашего маленького человека вышли разросшиеся до размеров […] герои кафки, беккета, камю […]. советская культура сбросила башмачкинскую шинель — на плечи живого маленького человека, который никуда, конечно, не делся, просто убрался с идеологической поверхности, умер в . »
маленький человек, не вписывающийся в каноны соцреализма, перекочевал в подполье и начал существовать в бытовой сатире м. зощенко, м. булгакова, в. войновича.
из многогранной галереи маленьких людей выделяются герои, стремящиеся получить всеобщее почтение через изменение своего материального статуса или внешнего облика («лука прохорович» е. гребёнки, 1838; «шинель» н. гоголя, 1842); охваченные страхом перед жизнью («человек в футляре» а. чехова, 1898; «наш человек в футляре» в. пьецуха, 1989); которые в условиях подавляющей бюрократической действительности заболевают психическими расстройствами («двойник» ф. достоевского, 1846; «дьяволиада» м. булгакова, 1924); у которых внутренний протест против общественных противоречий уживается с болезненным стремлением возвысить себя, приобрести богатство, что в итоге приводит их к потере рассудка («записки сумасшедшего» н. гоголя, 1834; «двойник» ф. достоевского); которых страх перед начальством приводит к сумасшествию или к смерти («слабое сердце» ф. достоевского, 1848, «смерть чиновника» а. чехова, 1883); которые, опасаясь подвергнуть себя критике, изменяют своё поведение и мысли («хамелеон» а. чехова, 1884; «весёлые устрицы» а. аверченко, 1910); которые могут обрести счастье только в любви к женщине («старческий грех» а. писемского, 1861; «горы» е. попова, 1989; «гранатовый браслет» а. и. , 1910); которые хотят изменить свою жизнь путём применения магических средств («верное лекарство» е. грёбенки, 1840; «маленький человек» ф. сологуба, 1905); которые из-за жизненных неудач решаются покончить с собой («старческий грех» а. писемского; «рассказ о сергее петровиче» л. андреева, 1900).
также проблема маленького человека присутствует и в советской , в частности, в рассказе андрея платонова «юшка».
ответ:
ма́ленький челове́к» — тип героя, который появился в с появлением реализма, то есть в 20—30 годах xix века.
первым образом маленького человека стал самсон вырин из повести а. с. пушкина «станционный смотритель». традиции пушкина продолжил н. в. гоголь в повести «шинель».
маленький человек — это человек невысокого социального положения и происхождения, не одарённый способностями, не отличающийся силой характера, но при этом добрый, никому не делающий зла, безобидный. и пушкин, и гоголь, создавая образ маленького человека, хотели напомнить читателям, привыкшим восхищаться романтическими героями, что самый обыкновенный человек — тоже человек, достойный сочувствия, внимания, поддержки.[источник не указан 2674 дня]
к теме маленького человека обращаются также писатели конца xix и начала xx века: а. п. чехов, а. и. , м. горький, л. андреев, ф. сологуб, а. аверченко, к. тренёв, и. шмелёв, с. юшкевич, а.мещеряков. силу трагизма маленьких людей — «героев зловонных и тёмных углов» (а. григорьев)[1] — верно определил пётр вайль:
« маленький человек из великой настолько мал, что дальнейшему уменьшению не подлежит. изменения могли идти только в сторону увеличения. этим и занялись западные последователи нашей классической традиции. из нашего маленького человека вышли разросшиеся до размеров […] герои кафки, беккета, камю […]. советская культура сбросила башмачкинскую шинель — на плечи живого маленького человека, который никуда, конечно, не делся, просто убрался с идеологической поверхности, умер в . »
маленький человек, не вписывающийся в каноны соцреализма, перекочевал в подполье и начал существовать в бытовой сатире м. зощенко, м. булгакова, в. войновича.
из многогранной галереи маленьких людей выделяются герои, стремящиеся получить всеобщее почтение через изменение своего материального статуса или внешнего облика («лука прохорович» е. гребёнки, 1838; «шинель» н. гоголя, 1842); охваченные страхом перед жизнью («человек в футляре» а. чехова, 1898; «наш человек в футляре» в. пьецуха, 1989); которые в условиях подавляющей бюрократической действительности заболевают психическими расстройствами («двойник» ф. достоевского, 1846; «дьяволиада» м. булгакова, 1924); у которых внутренний протест против общественных противоречий уживается с болезненным стремлением возвысить себя, приобрести богатство, что в итоге приводит их к потере рассудка («записки сумасшедшего» н. гоголя, 1834; «двойник» ф. достоевского); которых страх перед начальством приводит к сумасшествию или к смерти («слабое сердце» ф. достоевского, 1848, «смерть чиновника» а. чехова, 1883); которые, опасаясь подвергнуть себя критике, изменяют своё поведение и мысли («хамелеон» а. чехова, 1884; «весёлые устрицы» а. аверченко, 1910); которые могут обрести счастье только в любви к женщине («старческий грех» а. писемского, 1861; «горы» е. попова, 1989; «гранатовый браслет» а. и. , 1910); которые хотят изменить свою жизнь путём применения магических средств («верное лекарство» е. грёбенки, 1840; «маленький человек» ф. сологуба, 1905); которые из-за жизненных неудач решаются покончить с собой («старческий грех» а. писемского; «рассказ о сергее петровиче» л. андреева, 1900).
также проблема маленького человека присутствует и в советской , в частности, в рассказе андрея платонова «юшка».