Кирибеевич — опричник. от опричников требовалось “не знать ни отца, ни матери, знать единственного государя”, “не дружиться с земскими” (то есть со всеми, не записанными в опричнину) . за это грозный наделял их властью, жаловал им собственность сосланных дворян. н. м. карамзин в « государства российского» пишет: “скоро увидели, что иоанн предаёт всю россию в жертву своим опричным: они были всегда правы в судах, а на них не было ни суда, ни . затейливый ум иоаннов изобрёл достойный символ для своих ревностных слуг: они ездили всегда с собачьими головами и мётлами, привязанными к сёдлам, в ознаменование того, что грызут лиходеев царских и метут россию! к этой дружине и принадлежит кирибеевич — верный опричник, “лукавый рабство кирибеевича — в его безусловном подчинении царскому закону, над которым он не признаёт ни совести, ни чести . выходя на бой, он кланяется только царю — не поминая ни бога, ни народа. для него бой — потеха в царскую угоду .но это не мешает кирибеевичу лукавить перед царём: на пиру он скрывает от иоанна, что алёна дмитриевна замужем, и заручается его поддержкой. отличительная черта натуры кирибеевича — желание покрасоваться, рабская натура, угодничество кирибеевича в нём желание властвовать, ни в чём не знать отказа. алёну дмитриевну он выбирает не только за красоту: его уязвляет её независимость, безразличие к нему. соблазняя алёну дмитриевну, кирибеевич прельщает её завидным положением, богатством. слова кирибеевича перед поединком звучат дерзким вызовом уверенного в своей победе царского любимца. как и положено опричнику, кирибеевич лишён честного имени — он, без роду, без племени, не случайно лермонтов величает калашникова по имени-отчеству, а кирибеевича — только кирибеевичем. вместе с тем кирибеевич по-своему незаурядная, яркая личность. его не назовёшь безликим прихлебателем, в нём, как и в калашникове, есть удалое начало.
кирибеевич — опричник. от опричников требовалось “не знать ни отца, ни матери, знать единственного государя”, “не дружиться с земскими” (то есть со всеми, не записанными в опричнину) . за это грозный наделял их властью, жаловал им собственность сосланных дворян. н. м. карамзин в « государства российского» пишет: “скоро увидели, что иоанн предаёт всю россию в жертву своим опричным: они были всегда правы в судах, а на них не было ни суда, ни . затейливый ум иоаннов изобрёл достойный символ для своих ревностных слуг: они ездили всегда с собачьими головами и мётлами, привязанными к сёдлам, в ознаменование того, что грызут лиходеев царских и метут россию!
к этой дружине и принадлежит кирибеевич — верный опричник, “лукавый рабство кирибеевича — в его безусловном подчинении царскому закону, над которым он не признаёт ни совести, ни чести . выходя на бой, он кланяется только царю — не поминая ни бога, ни народа. для него бой — потеха в царскую угоду .но это не мешает кирибеевичу лукавить перед царём: на пиру он скрывает от иоанна, что алёна дмитриевна замужем, и заручается его поддержкой.
отличительная черта натуры кирибеевича — желание покрасоваться, рабская натура, угодничество кирибеевича в нём желание властвовать, ни в чём не знать отказа. алёну дмитриевну он выбирает не только за красоту: его уязвляет её независимость, безразличие к нему.
соблазняя алёну дмитриевну, кирибеевич прельщает её завидным положением, богатством. слова кирибеевича перед поединком звучат дерзким вызовом уверенного в своей победе царского любимца.
как и положено опричнику, кирибеевич лишён честного имени — он, без роду, без племени, не случайно лермонтов величает калашникова по имени-отчеству, а кирибеевича — только кирибеевичем.
вместе с тем кирибеевич по-своему незаурядная, яркая личность. его не назовёшь безликим прихлебателем, в нём, как и в калашникове, есть удалое начало.