С 1731 года начался трудный путь молодого Ломоносова в науку. А трудности начались уже при подготовке к отъезду в Москву, т.к. у него не было паспорта, не было денег, ведь свой план "побега" Ломоносов скрывал от отца. Земляки получить в Холмогорской воеводской канцелярии паспорт, который позволял отсутствовать Ломоносову по месту жительства с декабря 1730 до сентября 1731 года. Три рубля денег на дорогу он занял у своего соседа. Страдая от холода и голода, Ломоносов в течение трех недель добирался в санях рыбного обоза до Москвы. В этих же санях-розвальнях ему пришлось спать первую ночь в большом незнакомом городе.
В то время в Москве было уже довольно много высших и средних учебных заведений. Первоначально Ломоносов хотел поступить в Математико-навигацкую школу. Здесь обучали многим наукам - грамоте, арифметике, геометрии, тригонометрии с их практическими приложениями к геодезии, мореплаванию, астрономии и т.д. Но в курс этой школы не входил латинский язык, который в то время был международным научным языком. Ломоносову было ясно, что без знания латинского языка получить хорошее образование он не сможет. Поэтому в середине января 1731 года он подаёт о зачисление в Славяно-греко-латинскую академию. Напомним некоторые сведения об этом учебном заведении.
Славяно-греко-латинская академия , основанная в 1685 году при Заиконо монастыре, была высшим духовным учебным заведением, которое до второй половины 18 века выполняло роль общеобразовательной школы и в основном готовило чиновников для государственных учреждений. Эта академия сыграла большую роль в развитии русской культуры и просвещения. Наивысшего расцвета академия достигла в петровское время, когда она стала крупнейшим просветительным центром страны. Но наступившая после смерти Петра I (1725 г.) реакция пагубно сказалась на просвещении, в том числе и на деятельности учебных заведений. Противники петровских преобразований стремились сделать Славяно-греко-латинскую академию исключительно духовным учебным заведением. Туда разрешалось зачислять лишь детей священнослужителей. Но в начале 30-х годов число учеников в академии резко сократилось, и ректор был вынужден пополнить её состав за счёт детей низшего духовенства и разночинцев, но не крестьян. Поэтому Ломоносову пришлось при поступлении в академию скрыть своё происхождение и назваться сыном дворянина. Хотя Ломоносов умел читать и писать, знал основы арифметики, он был определен в самый низший класс, т.к. основным предметом четырёх младших классов был латинский язык, которого не знал девятнадцатилетний юноша. Много горечи и обид пришлось испытать гордому в первые годы обучения. Но природный ум и поразительное трудолюбие позволили будущему учёному к концу первого года окончить курс трёх младших классов и перейти в четвёртый. Заметим, что полный курс академии был рассчитан на тринадцать лет, а всё обучение разделено на восемь классов.
Учиться в Славяно-греко-латинской академии (в простонародии её называли школами) Ломоносову было чрезвычайно трудно. При академии не было никаких общежитий. Ученики при мизерном казенном содержании снимали углы по всему городу. Через земляков Ломоносов вскоре установил связь с отцом. Отец настаивал на возвращении сына домой, уговаривал его бросить учение, обзавестись хозяйством и семьёй. Однако никакие уговоры, никакие испытания и трудности не могли поколебать твердого решения юноши получить образование. Вспоминая об этом периоде своей жизни, Ломоносов писал графу И.И. Шувалову в 1753 году: "… имея один алтын в день (3 копейки - Авт.) жалованья, нельзя было иметь на пропитание в день больше как на денежку (на полкопейки - Авт.) хлеба и на денежку квасу, прочее на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом жил я пять лет и наук не оставил".
В свободное от занятий время Ломоносов читал книги и летописи в монастырской библиотеке. Знакомство с древней славянской литературой раскрыло ему величие и красоту родного языка и привило любовь к отечественной истории. В процессе учёбы интерес Ломоносова к наукам всё возрастал. Он усвоил латинский язык, читал по-гречески, изучил теорию стихосложения и основы ораторского искусства, получил основательные знания по арифметике, географии, истории, познакомился с лучшими образцами античной литературы, латинской и русской поэзии.
На четвертом году обучения Ломоносов хотел принять участие в экспедиции в Среднюю Азию, чтобы приложить свои силы и знания к практической деятельности. Экспедицию в 1734 году готовил известный русский географ И.К. Кирилов с целью изучения и освоения Россией закаспийских степей. Но желание Ломоносова не могло осуществиться. Дело в том, что он мог участвовать в экспедиции только в качестве "ученого священника", но сан священника он не имел и не мог иметь, т.к. был сыном крестьянина.
С 1731 года начался трудный путь молодого Ломоносова в науку. А трудности начались уже при подготовке к отъезду в Москву, т.к. у него не было паспорта, не было денег, ведь свой план "побега" Ломоносов скрывал от отца. Земляки получить в Холмогорской воеводской канцелярии паспорт, который позволял отсутствовать Ломоносову по месту жительства с декабря 1730 до сентября 1731 года. Три рубля денег на дорогу он занял у своего соседа. Страдая от холода и голода, Ломоносов в течение трех недель добирался в санях рыбного обоза до Москвы. В этих же санях-розвальнях ему пришлось спать первую ночь в большом незнакомом городе.
В то время в Москве было уже довольно много высших и средних учебных заведений. Первоначально Ломоносов хотел поступить в Математико-навигацкую школу. Здесь обучали многим наукам - грамоте, арифметике, геометрии, тригонометрии с их практическими приложениями к геодезии, мореплаванию, астрономии и т.д. Но в курс этой школы не входил латинский язык, который в то время был международным научным языком. Ломоносову было ясно, что без знания латинского языка получить хорошее образование он не сможет. Поэтому в середине января 1731 года он подаёт о зачисление в Славяно-греко-латинскую академию. Напомним некоторые сведения об этом учебном заведении.
Славяно-греко-латинская академия , основанная в 1685 году при Заиконо монастыре, была высшим духовным учебным заведением, которое до второй половины 18 века выполняло роль общеобразовательной школы и в основном готовило чиновников для государственных учреждений. Эта академия сыграла большую роль в развитии русской культуры и просвещения. Наивысшего расцвета академия достигла в петровское время, когда она стала крупнейшим просветительным центром страны. Но наступившая после смерти Петра I (1725 г.) реакция пагубно сказалась на просвещении, в том числе и на деятельности учебных заведений. Противники петровских преобразований стремились сделать Славяно-греко-латинскую академию исключительно духовным учебным заведением. Туда разрешалось зачислять лишь детей священнослужителей. Но в начале 30-х годов число учеников в академии резко сократилось, и ректор был вынужден пополнить её состав за счёт детей низшего духовенства и разночинцев, но не крестьян. Поэтому Ломоносову пришлось при поступлении в академию скрыть своё происхождение и назваться сыном дворянина. Хотя Ломоносов умел читать и писать, знал основы арифметики, он был определен в самый низший класс, т.к. основным предметом четырёх младших классов был латинский язык, которого не знал девятнадцатилетний юноша. Много горечи и обид пришлось испытать гордому в первые годы обучения. Но природный ум и поразительное трудолюбие позволили будущему учёному к концу первого года окончить курс трёх младших классов и перейти в четвёртый. Заметим, что полный курс академии был рассчитан на тринадцать лет, а всё обучение разделено на восемь классов.
Учиться в Славяно-греко-латинской академии (в простонародии её называли школами) Ломоносову было чрезвычайно трудно. При академии не было никаких общежитий. Ученики при мизерном казенном содержании снимали углы по всему городу. Через земляков Ломоносов вскоре установил связь с отцом. Отец настаивал на возвращении сына домой, уговаривал его бросить учение, обзавестись хозяйством и семьёй. Однако никакие уговоры, никакие испытания и трудности не могли поколебать твердого решения юноши получить образование. Вспоминая об этом периоде своей жизни, Ломоносов писал графу И.И. Шувалову в 1753 году: "… имея один алтын в день (3 копейки - Авт.) жалованья, нельзя было иметь на пропитание в день больше как на денежку (на полкопейки - Авт.) хлеба и на денежку квасу, прочее на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом жил я пять лет и наук не оставил".
В свободное от занятий время Ломоносов читал книги и летописи в монастырской библиотеке. Знакомство с древней славянской литературой раскрыло ему величие и красоту родного языка и привило любовь к отечественной истории. В процессе учёбы интерес Ломоносова к наукам всё возрастал. Он усвоил латинский язык, читал по-гречески, изучил теорию стихосложения и основы ораторского искусства, получил основательные знания по арифметике, географии, истории, познакомился с лучшими образцами античной литературы, латинской и русской поэзии.
На четвертом году обучения Ломоносов хотел принять участие в экспедиции в Среднюю Азию, чтобы приложить свои силы и знания к практической деятельности. Экспедицию в 1734 году готовил известный русский географ И.К. Кирилов с целью изучения и освоения Россией закаспийских степей. Но желание Ломоносова не могло осуществиться. Дело в том, что он мог участвовать в экспедиции только в качестве "ученого священника", но сан священника он не имел и не мог иметь, т.к. был сыном крестьянина.