"Дробится равный цоколь монумента"
1. Раскройте композиционно-смысловую роль первой строфы стихотворения.
2. Какова роль конкретных, "материальных" Деталей картины, открывающей авторские размышления о вечном и преходящем, о личных притязаниях политических вождей и неумолимой логике истории?
3. Сопоставьте 2 и 3 строфы стихотворения. В чем иронический смысл их переклички? Какова функция смысловой параллели: "чрезмерная о вечности забота" - "чрезмерная забота о забвенье"?
Конкретные "материальные" детали картины, которые открывают авторские размышления о вечном и преходящем, о личных притязаниях политических вождей и неумолимой логике истории, играют важную роль. Упоминание о "цоколе монумента" указывает на прочность и надежность конструкции, однако фраза "дробится равный цоколь" разрушает это впечатление, подчеркивая неизбежное разрушение и преходящесть личных и политических властных строений. Автор построил сюжет, в котором отображается неустанное стремление политических лидеров к вечности и бессмертию, но при этом достижение этой цели невозможно из-за неумолимой течения истории.
Сравнение 2 и 3 строф стихотворения позволяет раскрыть иронический смысл их переклички. Во второй строфе автор говорит о "чрезмерной о вечности заботе", что указывает на жажда обрести вечность и сохранить свои достижения через века. Однако, в третьей строфе автор упоминает о "чрезмерной заботе о забвении", что иронично противоречит стараниям сохранить свое имя и дела в вечности. Таким образом, ироническая смысловая параллель между этими двумя строфами показывает, что попытки уйти в вечность или же остаться в памяти людей через века являются пустой заботой, так как время и история неумолимы и преходящи.
Все эти элементы композиции и смыслового содержания стихотворения служат для передачи одной главной идеи: ничто не вечно, все преходяще, и политические вожди, стремящиеся создать нескончаемый памятник своему величию через монументы или иные дела, обречены на транзиторность и забвение. Это напоминание о неизбежности времени и силе истории, которая неуклонно движется вперед, призывает школьников не ставить себе огромные притязания и не зацикливаться на своих достижениях, а научиться ценить каждый мгновение и радоваться малым, так как все великое и важное может быть преходящим.