Главная роль в комедии «горе от ума» отведена чацкому. он предстает в произведении пылким борцом – правдолюбцем с миром «бессловесных». простодушие, душевная искренность, честность, готовность к борьбе за общественное благо – вот главные черты его характера. он выступает против невежества, лжи, «умения услужить», безнравственности, говоря о пороках открыто, что, безусловно, не нравится многим. таким образом, он постепенно приобретает дурную славу среди фамусовского общества. общество «низких» людей боится его, ведь он им может навредить: лишить их раздольной, пустой жизни, которую они всегда вели. для чацкого же, «ум, алчущий познаний» - едва ли не высшая ценность. он отвергает неумную, но хитрую жизнь фамусова и его общества, готов кому угодно доказывать свою правоту, даже не заботясь о том, насколько он будет понят. он, как и будущие декабристы, обличает «прошедшего житья подлейшие черты», почтение всего иноземного, презрение к родному языку и обычаям. вернувшись обратно в москву, полным надежд и мечтаний, он не только попадает в ту среду, которая не меняется и меняться не может, а и сталкивается со своей личной драмой. всё еще надеющийся на ответные чувства любимой, он узнает, наконец, горькую правду. софья признается, что «иные» ей милее чацкого. он тяжело переживает разочарование в любимой. то, во что он верил: в свой ум, в передовые идеи, в «службу делу, а не лицам», - не только не завоевать сердце софьи, но, и наоборот, оттолкнуло ее от него. его мнение не совпадает с реальностью, его никто не слышит, что и вынуждает чацкого бежать из дома фамусова, из москвы. испытав, как кажется, поражение в столкновении с фамусовским обществом, чацкий, в то же время, является победителем, его выступление породило раскол в общественной жизни.
его мнение не совпадает с реальностью, его никто не слышит, что и вынуждает чацкого бежать из дома фамусова, из москвы. испытав, как кажется, поражение в столкновении с фамусовским обществом, чацкий, в то же время, является победителем, его выступление породило раскол в общественной жизни.