Анализ стихотворения "первое сентября" Иосиф Бродский
План:
1. Какое настроение вызывает у вас стихотворение.
2. Какие образы создаются в стихотворении.
3. Какие изобразительные выразительные средства(тропы) использует автор для создания этих образов и настроения.
4. Кто в стихотворении лирический герой.
5. Какие есть темы в этом стихотворении
6. Какова идея стихотворения (основная мысль)
Само стихотворение
День назывался «первым сентября».
Детишки шли, поскольку — осень, в школу.
А немцы открывали полосатый
шлагбаум поляков. И с гудением танки,
как ногтем — шоколадную фольгу,
разгладили улан.
Достань стаканы
и выпьем водки за улан, стоящих
на первом месте в списке мертвецов,
как в классном списке.
Снова на ветру
шумят березы и листва ложится,
как на оброненную конфедератку,
на кровлю дома, где детей не слышно.
И тучи с громыханием ползут,
минуя закатившиеся окна.
2. В стихотворении создаются различные образы. Во-первых, дети, шагающие в школу, символизируют начало нового этапа в жизни, надежды и возможности. Во-вторых, немцы, открывающие полосатый шлагбаум, символизируют оккупацию, ограничение свободы и нарушение мирной обстановки. Танки и уланы, описываемые автором, представляют собой силу и грозу, которые принесли страдания во время войны. Березы и листва, шумящие на ветру, и тучи, ползущие по небу, создают образы природы, которая в данном контексте может символизировать непоколебимую жизненную силу и продолжение жизни вопреки трудностям.
3. Автор использует различные изобразительные выразительные средства (тропы), чтобы создать эти образы и настроение. Например, сравнение "как ногтем — шоколадную фольгу" описывает звук гудящих танков, усиливая впечатление от их присутствия и показывая их деструктивную силу. Сравнение "как на оброненную конфедератку" используется для описания листвы, когда она падает на землю, создавая ощущение грусти и утраты.
4. В стихотворении отсутствует прямое указание на лирического героя. Однако, можно предположить, что этот герой может быть автором самого стихотворения - Иосифом Бродским. Это связано с характерными чертами его поэзии, а также с употреблением первого лица, что позволяет переживать события вместе с ним и погрузиться в его переживания и эмоции.
5. В стихотворении присутствует несколько тем. Одной из основных тем является начало учебного года и все, что с ним связано - надежды, ожидания и возможности. Кроме того, стихотворение затрагивает тему войны и оккупации. Эта тема вызывает чувства грусти, тоски и потери.
6. Основная идея стихотворения заключается в том, что даже в моменты трудностей и конфликтов, жизнь продолжается. Мирные моменты, связанные с началом учебного года и природой, сочетаются с воспоминаниями о войне, чтобы показать постоянство жизни и ее способность восстанавливаться в любое время. Хотя стихотворение вызывает различные эмоции и чувства, в конечном итоге оно направлено на то, чтобы привлечь внимание к силе жизни и важности сохранения памяти о прошлом.
Таким образом, стихотворение "первое сентября" Иосифа Бродского вызывает смешанные эмоции, создает разнообразные образы и использует изобразительные средства, чтобы передать настроение и эмоции. В центре стихотворения находится начало учебного года, но оно также затрагивает тему войны и оккупации. Основная идея стихотворения заключается в постоянстве и силе жизни, несмотря на трудности и конфликты.