Опыт 2. Изучение влияния заряда катиона на полноту гидролиза по катиону
Один микрошпатель сульфата железа (II) растворить в 10–15 кап-лях воды. С универсальной индикаторной бумаги сравнить рН растворов FeSO4 и FeCl3 (раствор этой соли имеется в штативе). Ка-кая из двух солей гидролизуется сильнее и почему? Написать молеку-лярные и ионные уравнения гидролиза этих солей по первой ступени.
Опыт 3. Сравнение гидролизуемости по аниону
С универсальной индикаторной бумаги сравнить рН рас-творов Na2SO3 и Na2CO3. В отчёте написать молекулярные и ионно-молекулярные уравнения гидролиза. По величине рН указать, в каком из двух растворов больше: а) степень гидролиза; б) концентрация ОН--ионов. Какой анион обладает большей поляризуемостью?
Опыт 4. Изучение влияния условий проведения гидролиза
на полноту его протекания
1. Влияние концентрации. В пробирку поместить 2–3 капли кон-центрированного раствора хлорида железа (III). Установить с индикаторной бумаги среду раствора (рН). Раствор в пробирке разба-вить водой, увеличив объем в 3–4 раза и установить рН разбавленного раствора. Написать уравнения гидролиза по первой и второй ступеням в молекулярном и ионном виде. Сделать вывод о влиянии концентрации соли на полноту её гидролиза.
2. Влияние температуры. В пробирку на 1/3 её объёма налить рас-твор хлорида железа (III) и прокипятить его несколько минут на спир-товке. Что наблюдается? Почему раствор при кипячении становится мутным?
В отчёте описать опыт и записать уравнения гидролиза в молеку-лярном и ионном виде по всем ступеням, имея в виду, что вторая и тре-тья ступени гидролиза возможны при нагревании.
По опыту 4 сделать общий вывод о влиянии концентрации раство-ра соли и температуры на полноту протекания гидролиза солей.
Опыт 5. Взаимное усиление гидролиза двух солей
К 5–6 каплям раствора сульфата алюминия прибавить такой же объем раствора карбоната натрия. Наблюдать образование осадка гид-роксида алюминия и выделение пузырьков углекислого газа. Повторить опыт в другой пробирке с использованием сульфата алюминия и суль-фида натрия. Определить по запаху, какой газ при этом выделяется.
В отчёте описать опыт. Написать уравнения реакций в молекуляр-ном и ионном виде и объяснить, почему в реакциях образуются не кар-бонат алюминия (в первой пробирке) и не сульфид алюминия (во вто-рой пробирке), а гидроксид алюминия (в обеих пробирках). Привести ещё два-три примера взаимного усиления гидролиза двух солей.
Опыт 6. Образование оксосоли при гидролизе
В пробирку внести 2–3 капли раствора хлорида сурьмы (III). Про-верить с индикаторной бумаги среду раствора (рН).
Содержимое пробирки разбавить водой. Что наблюдается? Напи-сать уравнения гидролиза соли по первой и второй ступеням и уравне-ние образования оксосоли, которая выпадает в осадок.
Для проведения этого опыта нам понадобятся две соли - FeSO4 (сульфат железа (II)) и FeCl3 (хлорид железа (III)).
1. Возьмем один микрошпатель с солью FeSO4 и растворим ее в 10-15 каплях воды.
2. Возьмем еще одну соль, FeCl3, которая уже имеется в штативе.
3. Воспользуемся универсальной индикаторной бумагой, чтобы сравнить рН растворов FeSO4 и FeCl3. Поместим индикаторную бумагу в каждый раствор и сравним цвет индикатора.
4. Запишем результаты их сравнения и сделаем вывод о том, какая из двух солей гидролизуется сильнее и почему.
5. Напишем молекулярные и ионные уравнения гидролиза этих солей по первой ступени. Гидролиз солей может происходить путем протекания следующих реакций:
FeSO4 + H2O -> Fe(OH)2 + H2SO4
FeCl3 + H2O -> Fe(OH)3 + HCl
Описав уравнения гидролиза, объясним, почему одна из солей гидролизуется сильнее другой.
Опыт 3. Сравнение гидролизуемости по аниону.
Для этого опыта возьмем две соли - Na2SO3 (сульфит натрия) и Na2CO3 (карбонат натрия).
1. Сравним рН растворов Na2SO3 и Na2CO3, используя универсальную индикаторную бумагу. Запишем результаты.
2. Напишем молекулярные и ионно-молекулярные уравнения гидролиза этих солей. Гидролиз солей может происходить путем протекания следующих реакций:
Na2SO3 + 2H2O -> 2NaOH + H2SO3
Na2CO3 + H2O -> 2NaOH + CO2
3. По величине рН укажем, в каком из двух растворов больше степень гидролиза. Также определим, в каком растворе больше концентрация ОН-ионов.
4. Объясним, какой анион обладает большей поляризуемостью.
Опыт 4. Изучение влияния условий проведения гидролиза на полноту его протекания.
1. Влияние концентрации. Возьмем 2-3 капли концентрированного раствора хлорида железа (III) и поместим его в пробирку. Установим рН раствора, используя индикаторную бумагу.
2. Разбавим раствор в пробирке водой, увеличив его объем в 3-4 раза и снова установим рН разбавленного раствора.
3. Напишем уравнения гидролиза хлорида железа (III) по первой и второй ступеням в молекулярном и ионном виде.
4. Сделаем вывод о влиянии концентрации соли на полноту ее гидролиза.
2. Влияние температуры. Возьмем пробирку и налейте в нее на 1/3 ее объема раствор хлорида железа (III). Нагрейте пробирку с раствором на спиртовке, прокипятите его несколько минут.
3. Запишите наблюдения по результатам опыта и объясните, почему раствор при кипячении становится мутным.
4. Напишите уравнения гидролиза соли по всем ступеням гидролиза в молекулярном и ионном виде. Учтите, что вторая и третья ступени гидролиза возможны при нагревании.
5. Сделайте общий вывод о влиянии концентрации раствора соли и температуры на полноту протекания гидролиза солей.
Опыт 5. Взаимное усиление гидролиза двух солей.
1. Возьмите 5-6 капель раствора сульфата алюминия и добавьте такой же объем раствора карбоната натрия. Наблюдайте образование осадка гидроксида алюминия и выделение пузырьков углекислого газа.
2. Повторите опыт в другой пробирке, используя сульфат алюминия и сульфид натрия. Определите по запаху, какой газ при этом выделяется.
3. Опишите опыт и напишите уравнения реакций в молекулярном и ионном виде. Объясните, почему в реакциях образуются гидроксид алюминия, а не карбонат алюминия или сульфид алюминия. Приведите еще два-три примера взаимного усиления гидролиза двух солей.
Опыт 6. Образование оксосоли при гидролизе.
1. Возьмите пробирку и внесите в нее 2-3 капли раствора хлорида сурьмы (III). Проверьте рН раствора, используя индикаторную бумагу.
2. Разбавьте содержимое пробирки водой. Запишите наблюдаемые изменения.
3. Напишите уравнения гидролиза соли по первой и второй ступеням, а также уравнение образования оксосоли, которая выпадает в осадок.
После проведения всех опытов и записи результатов, мы сможем сделать общий вывод о влиянии концентрации раствора соли, температуры и заряда катиона на полноту протекания гидролиза солей.