— История Николя Фламеля очень интересна. В массовой культуре сегодня его помнят, конечно же, из-за Джоан Роулинг — писательница упомянула его в «Гарри Поттере». Однако представления о том, что он был алхимиком, возникли после его смерти: они были связаны с тем, что Фламель нашел быстрого обогащения. Николя Фламель заработал огромные деньги на продаже и перепродаже недвижимости, и уже его современники задавались вопросом, как у него это получилось. Выдвигались различные версии, в том числе и о том, что Фламель изобрел рецепт философского камня — красного порошка, обладающего возможностью превращать металлы в золото. Имя Николя Фламеля начинает активно появляться в алхимических трактатах уже после его смерти — в XVII–XVIII веках. Дело в том, что алхимики очень часто подписывались чужими именами (это явление ученые называют псевдоэпиграфами). Мы знаем много алхимиков, которые выпускали труды под именами Сократа, Аристотеля, Платона или Моисея, Адама, Авраама. Так и автор знаменитой книги «Иероглифические фигуры» подписался известным именем Николя Фламеля. Труд стал очень популярным и влиятельным, и в какой-то мере благодаря ему имя алхимика дожило до наших дней. — В России алхимия из-за сильного технологического отставания и малого количества рудников появилась поздно — уже после монгольского ига — и была полностью переводной. Добывать металлы начали при Иване III, а при Иване IV Грозном стали приглашать алхимиков из-за рубежа. Например, тогда приехал Елисей Бомелий — известный алхимик, отравитель и, как считают многие, психопат. При дворе он был то ли аптекарем, то ли палачом.
В конце XVI века в Россию приглашали английского алхимика Джона Ди, в основном занимавшегося другими оккультными науками — магией и астрономией. Однако он решил не приезжать. Зато вместо него в XVII веке в Россию прибыл его сын — Артур Ди, которого здесь называли Артемием Ивановичем. Он работал аптекарем царя Михаила Федоровича и занимался в том числе алхимией. По возвращению в Англию Артемий Иванович написал очень известный алхимический трактат. При Петре I и позднее появилось большое количество последователей Парацельса, людей, которые увлекались натурфилософией и спагирией (медицинской алхимией). Тогда же в России возникают огромные алхимические библиотеки. В середине XVIII века появляется огромный интерес к алхимии со стороны таких людей, как Николай Новиков и Семен Гамалея, активно участвовавших в создании русских сообществ масонов и розенкрейцеров. В те годы тайные общества в России налаживали связи с аналогичными организациями Германии и других стран, получали оттуда литературу и переводили ее. Но алхимия дожила в Советском Союзе до конца 1930-х годов в одной очень интересной книге — «Занимательной химии» за авторством Владимира Рюмина. В ней он рассказывает про различные опыты, которые можно сделать дома из подручных ингредиентов. Неожиданно, но на страницах этой, в сущности, развлекательной книги, он приводит рецепт изготовления «зеленого льва» — в алхимии этим словосочетанием обозначался универсальный растворитель. Обычному читателю было абсолютно непонятно, что этот образ был взят из средневековых трактатов. Рюмин никак не комментирует свой рецепт: таким образом, в книжке про химию «для чайников» появилась сложная аллюзия, рассчитанная на тех немногих, кто посвящен в секреты алхимии.
В конце XVI века в Россию приглашали английского алхимика Джона Ди, в основном занимавшегося другими оккультными науками — магией и астрономией. Однако он решил не приезжать. Зато вместо него в XVII веке в Россию прибыл его сын — Артур Ди, которого здесь называли Артемием Ивановичем. Он работал аптекарем царя Михаила Федоровича и занимался в том числе алхимией. По возвращению в Англию Артемий Иванович написал очень известный алхимический трактат. При Петре I и позднее появилось большое количество последователей Парацельса, людей, которые увлекались натурфилософией и спагирией (медицинской алхимией). Тогда же в России возникают огромные алхимические библиотеки. В середине XVIII века появляется огромный интерес к алхимии со стороны таких людей, как Николай Новиков и Семен Гамалея, активно участвовавших в создании русских сообществ масонов и розенкрейцеров. В те годы тайные общества в России налаживали связи с аналогичными организациями Германии и других стран, получали оттуда литературу и переводили ее. Но алхимия дожила в Советском Союзе до конца 1930-х годов в одной очень интересной книге — «Занимательной химии» за авторством Владимира Рюмина. В ней он рассказывает про различные опыты, которые можно сделать дома из подручных ингредиентов. Неожиданно, но на страницах этой, в сущности, развлекательной книги, он приводит рецепт изготовления «зеленого льва» — в алхимии этим словосочетанием обозначался универсальный растворитель. Обычному читателю было абсолютно непонятно, что этот образ был взят из средневековых трактатов. Рюмин никак не комментирует свой рецепт: таким образом, в книжке про химию «для чайников» появилась сложная аллюзия, рассчитанная на тех немногих, кто посвящен в секреты алхимии.