Чешская государственность берет начало в IX веке, когда на территории нынешней Чехии и Моравии оформились княжества, к концу XI века образовалось Чешское королевство. Его расцвет пришелся на середину XIV века, когда страной правил Карел IV – чешский король и император Священной Римской империи.
Племя чехов, обитавшее в центре страны, стремилось распространить свою власть на соседние племена. Политическим центром чехов первоначально был Будеч, однако к X веку центр смещается на территорию нынешней Праги, где на берегах Влтавы закладываются крепости Вышеград и, чуть позже и на противоположном берегу, Пражский град.
Первый чешский летописец Козьма Пражский, писавший в начале XII века, почерпнул свои скудные сведения об основании Чешского государства из народных преданий. По его словам, первым князем чехов был Крок. Дочь и наследница его, Либуше, вышла замуж за Пржемысла, простого пахаря, уроженца села Стадицы, в земле племени лемузов. Имена потомков и преемников Пржемысла — первых Пржемысловичей — Козьма Пражский передаёт в такой последовательности: Незамысл, Мната, Воён, Унислав, Кресомысл, Неклан, Гостивит и Борживой, принявший христианство. Летописец добавляет к именам этих князей рассказ о борьбе чешского князя Неклана с Властиславом, князем племени лучан.
В начале IX века чешские земли подверглись франкской агрессии. Первый поход войска Карла Великого в Чехию (805) успехом не увенчался, но в следующем году последовало новое франкское вторжение, в результате которого чешские племена согласились выплачивать Франкской империи дань — 500 гривен серебра и 120 быков. Имперские притязания Карла Великого на подчинение Чехии унаследовало Восточно-Франкское королевство[20].
В январе 845 года 14 чешских князей (представлявших лучан и другие западные чешские племена), решив принять христианство, прибыли в Регенсбург к королю Людовику II Немецкому и были по его приказу крещены. Однако уже в следующем году (когда Людовик II совершил поход на Великую Моравию и посадил вместо Моймира на её княжеский престол Ростислава) они напали на возвращавшееся из Великой Моравии войско короля и нанесли ему тяжкое поражение (так что данный эпизод не привёл к основанию христианской церкви в Чехии)[21].
В 880-е годы чешские земли оказываются в подчинении у великоморавского князя Святополка I. Своим ставленником в Чехии Святополк избрал среднечешского князя Борживоя из рода Пржемысловичей. Примерно в 883 года Борживой и его супруга Людмила были крещены в Велеграде архиепископом Мефодием (который вёл с 863 года в Моравии — первоначально вместе с братом Кириллом — миссионерскую работу, в результате чего там распространилось христианство по греко-византийскому обряду с применением церковнославянского в качестве языка богослужения). Крещение Борживой принял без согласия чешского сейма, за что был низложен, а сейм выбрал другого князя — по имени Строймир. Однако в 884 году Святополк вновь посадил своего ставленника на трон и утвердил его верховенство над прочими чешскими князьями; Борживой, одержав победу над сеймом, построил в 884—885 годах на старом сеймовом поле свою крепость (современный Пражский Град), на территории которой он поставил первый христианский храм[22].
После того, как Борживой умер (889 год[23]), Святополк сам занял чешский престол; вскоре восточно-франкский король Арнульф отказался (890 год) от притязаний на Чехию. Однако после смерти Святополка (894 год) чешские князья Спытигнев и Вратислав, сыновья Борживоя, поспешили избавиться от моравской зависимости: они явились в Регенсбург (895 год), принесли Арнульфу вассальную присягу с обязательством уплаты дани по старине и согласились на подчинение Чехии церковной власти регенсбургского епископа (после чего в Чехию стал проникать латинский церковный обряд). Во главе прибывших в Регенсбург князей стояли некий Витислав и сын Борживоя Спытигнев I (894—915)[24].
Что касается византийского (славянского) обряда богослужения, то он частично сохранялся в Чехии ещё в течение более чем двухсот лет. Опорой этого обряда был монастырь на Сазаве, основанный св. Прокопием Сазавским.
В VIII веке Чехии уже существовали большие «грады» (кремли). В конце VIII века или в начале IX века появляются связи чешских центров с моравскими. В середине и во второй половине IX века в Чехию из Великую Моравии проникали как изделия искусных моравских ювелиров, так и духовные течения — христианство, охватившие Великую Моравию, особенно сильное в Старом месте. Около 900 года в погребениях на кладбищах близ Пражского замка, основанного в самом конце X века, уже нет драгоценных велиградских изделий византийского типа — встречаются только простые украшения, характерные для последнего этапа деятельности велиградских мастерских[25].
Раннехристианские погребения в Старом месте близ Угерске-Градиште по характеру и деталям погребальной обрядности имеют прямые аналогии не только в памятниках на территории Великой Моравии в Микульчицах, Поганьско[cs] (близ Бржецлава), Скалице, Старой Коуржиме[cs], Колине[cs], Желенках[cs], но и в погребениях с трупоположениями в Среднем Поднепровье — на Старокиевской горе в Киеве, в Чернигове (Чёрная могила)[26].
В 1097 году место греко-славянских монахов в Сазавском монастыре заняли бенедиктинцы.
Объяснение:
Чешская государственность берет начало в IX веке, когда на территории нынешней Чехии и Моравии оформились княжества, к концу XI века образовалось Чешское королевство. Его расцвет пришелся на середину XIV века, когда страной правил Карел IV – чешский король и император Священной Римской империи.
Объяснение:
Племя чехов, обитавшее в центре страны, стремилось распространить свою власть на соседние племена. Политическим центром чехов первоначально был Будеч, однако к X веку центр смещается на территорию нынешней Праги, где на берегах Влтавы закладываются крепости Вышеград и, чуть позже и на противоположном берегу, Пражский град.
Первый чешский летописец Козьма Пражский, писавший в начале XII века, почерпнул свои скудные сведения об основании Чешского государства из народных преданий. По его словам, первым князем чехов был Крок. Дочь и наследница его, Либуше, вышла замуж за Пржемысла, простого пахаря, уроженца села Стадицы, в земле племени лемузов. Имена потомков и преемников Пржемысла — первых Пржемысловичей — Козьма Пражский передаёт в такой последовательности: Незамысл, Мната, Воён, Унислав, Кресомысл, Неклан, Гостивит и Борживой, принявший христианство. Летописец добавляет к именам этих князей рассказ о борьбе чешского князя Неклана с Властиславом, князем племени лучан.
В начале IX века чешские земли подверглись франкской агрессии. Первый поход войска Карла Великого в Чехию (805) успехом не увенчался, но в следующем году последовало новое франкское вторжение, в результате которого чешские племена согласились выплачивать Франкской империи дань — 500 гривен серебра и 120 быков. Имперские притязания Карла Великого на подчинение Чехии унаследовало Восточно-Франкское королевство[20].
В январе 845 года 14 чешских князей (представлявших лучан и другие западные чешские племена), решив принять христианство, прибыли в Регенсбург к королю Людовику II Немецкому и были по его приказу крещены. Однако уже в следующем году (когда Людовик II совершил поход на Великую Моравию и посадил вместо Моймира на её княжеский престол Ростислава) они напали на возвращавшееся из Великой Моравии войско короля и нанесли ему тяжкое поражение (так что данный эпизод не привёл к основанию христианской церкви в Чехии)[21].
В 880-е годы чешские земли оказываются в подчинении у великоморавского князя Святополка I. Своим ставленником в Чехии Святополк избрал среднечешского князя Борживоя из рода Пржемысловичей. Примерно в 883 года Борживой и его супруга Людмила были крещены в Велеграде архиепископом Мефодием (который вёл с 863 года в Моравии — первоначально вместе с братом Кириллом — миссионерскую работу, в результате чего там распространилось христианство по греко-византийскому обряду с применением церковнославянского в качестве языка богослужения). Крещение Борживой принял без согласия чешского сейма, за что был низложен, а сейм выбрал другого князя — по имени Строймир. Однако в 884 году Святополк вновь посадил своего ставленника на трон и утвердил его верховенство над прочими чешскими князьями; Борживой, одержав победу над сеймом, построил в 884—885 годах на старом сеймовом поле свою крепость (современный Пражский Град), на территории которой он поставил первый христианский храм[22].
После того, как Борживой умер (889 год[23]), Святополк сам занял чешский престол; вскоре восточно-франкский король Арнульф отказался (890 год) от притязаний на Чехию. Однако после смерти Святополка (894 год) чешские князья Спытигнев и Вратислав, сыновья Борживоя, поспешили избавиться от моравской зависимости: они явились в Регенсбург (895 год), принесли Арнульфу вассальную присягу с обязательством уплаты дани по старине и согласились на подчинение Чехии церковной власти регенсбургского епископа (после чего в Чехию стал проникать латинский церковный обряд). Во главе прибывших в Регенсбург князей стояли некий Витислав и сын Борживоя Спытигнев I (894—915)[24].
Что касается византийского (славянского) обряда богослужения, то он частично сохранялся в Чехии ещё в течение более чем двухсот лет. Опорой этого обряда был монастырь на Сазаве, основанный св. Прокопием Сазавским.
В VIII веке Чехии уже существовали большие «грады» (кремли). В конце VIII века или в начале IX века появляются связи чешских центров с моравскими. В середине и во второй половине IX века в Чехию из Великую Моравии проникали как изделия искусных моравских ювелиров, так и духовные течения — христианство, охватившие Великую Моравию, особенно сильное в Старом месте. Около 900 года в погребениях на кладбищах близ Пражского замка, основанного в самом конце X века, уже нет драгоценных велиградских изделий византийского типа — встречаются только простые украшения, характерные для последнего этапа деятельности велиградских мастерских[25].
Раннехристианские погребения в Старом месте близ Угерске-Градиште по характеру и деталям погребальной обрядности имеют прямые аналогии не только в памятниках на территории Великой Моравии в Микульчицах, Поганьско[cs] (близ Бржецлава), Скалице, Старой Коуржиме[cs], Колине[cs], Желенках[cs], но и в погребениях с трупоположениями в Среднем Поднепровье — на Старокиевской горе в Киеве, в Чернигове (Чёрная могила)[26].
В 1097 году место греко-славянских монахов в Сазавском монастыре заняли бенедиктинцы.