Текст 1. Гражданство в Древних Афинах З. М. Черниловский — российский ученый-юрист
Всей совокупностью прав и привилегий пользовались (по закону Перикла) только те лица (мужского пола), у которых отец и мать были природными и полноправными гражданами Афин.
Гражданство приобреталось с 18-летнего возраста. Затем в течение двух лет юноша проходил военную службу. С 20 лет ему разрешалось участвовать в народном собрании... Формальное равенство полноправных граждан не исключало их фактического неравенства, определяемого неравенством имуществ. Положение отпущенных на волю рабов было близко к положению иностранцев. Несмотря на все ограничения, метэк1 и вольноотпущенник были в глазах закона лицами. За ними признавалось человеческое достоинство. Иное дело раб. Раб был только вещью, ее живым подобием. Его можно было продать и купить, отдать внаем. Он не мог иметь семью. Дети, прижитые им от связи с рабыней, были собственностью хозяина.
Единственное, что закон запрещал хозяину, — убийство раба...
Особого упоминания заслуживает положение женщины в Афинах. Ни политических, ни гражданских прав она не имела.
Текст 2. Гражданство в Древнем Риме
Римское гражданство приобреталось рождением от полноправных отца и матери... По достижении совершеннолетия римский юноша приводился отцом на форум (площадь в Риме, где совершались суд и многие другие официальные действия) и записывался в соответствующую трибу. С этого момента гражданин становился политически равноправным.
Римское гражданство утрачивалось с продажей в рабство за долги или преступления, а также вследствие ссылки или изгнания.
Политическое полноправие не означало еще полноправия «гражданского», т. е. права распоряжаться имуществом. Пока был жив отец, сын, по традиции, находился под его властью (т. е. в составе семьи отца), никаких сделок с вещами и деньгами он не мог совершать, если на это не имелось прямого уполномочия отца. Как политическое, так и гражданское полноправие было достоянием мужчин... Это, конечно, не означает совершенного отстранения женщин от участия в делах семьи и общества. Влияние женщины было косвенным, но довольно значительным. Воспитанием детей, положением хозяйки дома, родственными связями, своим умом, обаянием, наконец, своим героизмом римская женщина не раз оказывала решающее влияние на судьбу родного города...
...По сравнению с афинской женщиной женщина в Риме находилась в гораздо лучшем положении.
Вопросы и задания к текстам 1 и 2: 1. Какова главная мысль приведенных фрагментов? 2. В чем сходство и различие характеристик древнеафинского и древнеримского гражданства? 3. Докажите, что звание гражданина было почетным как в Древних Афинах, так и в Древнем Риме.