в науке нет единого мнения о роли земледелия в хозяйстве древней руси. по мнению в. о. ключевского, в период торговля продуктами лесных и других промыслов преобладала над земледелием, несмотря на то, что подавляющая масса населения проживала в чернозёмном среднем поднепровье. но с середины xv века, когда основная масса населения сосредоточилась в области верхнего поволжья, где почвы представлены менее плодородными суглинками, роль земледелия, напротив, возросла. в качестве основы ранней ключевский рассматривал внешнюю торговлю[1]. н. а. рожков также считал, что земледелие в древней руси не было важной отраслью хозяйства, поскольку в числе хозяйственных благ, составлявших главное богатство руси, письменные источники ни разу не называют хлеб, а упоминаются только продукты «добывающей промышленности — меха, мёд и воск». по мнению учёного, «богатство князей, бояр и купцов состояло не в хлебе»[2].
б. д. греков на материале тех же письменных источников, напротив, отстаивал точку зрения о господствующей роли земледелия в хозяйстве древней руси. он указывал, что хлеб стал «богатством», то есть предметом торгового обмена, значительно позднее, однако этот факт, по мнению грекова, не отменяет того, что земледелие было главным занятием сельского населения.
косвенно о важной роли земледелия свидетельствует и религия. известные факты относительно дохристианской религии славян говорят преимущественно о земледельческом культе. ранняя христианства на руси подтверждает земледельческий характер хозяйства славян ix—x веков. народное христианство руси почти не несло в себе никаких существенных признаков тотемизма. христианские понятия и представления заменили собой элементы именно земледельческого культа: весна отождествилась с богородицей, приезжающей на благовещение на сохе, святые илья, егорий и никола превратились в покровителей сельскохозяйственных работ. в особенности святой егорий: он «жито родит», «ярь засевает», «горох сеет и на поле первый бог». молитвы по народным верованиям могли совершаться под овином. о земледелии как о хозяйственной основе жизни общества говорит и славянский календарь[3].
г. в. вернадский отмечал, что, согласно «повести временных лет», вятичи платили дань хазарам по одной монете с сохи, следовательно, соха была их главным средством к существованию. в то же время вернадский не отрицал и роль внешней торговли. он писал, что к моменту образования государства продажа зерна не играла значительной роли во внешней торговле. большую часть товарооборота составляли продукты охоты и лесных промыслов: пушнина, воск и мёд[4].
ответ:
в науке нет единого мнения о роли земледелия в хозяйстве древней руси. по мнению в. о. ключевского, в период торговля продуктами лесных и других промыслов преобладала над земледелием, несмотря на то, что подавляющая масса населения проживала в чернозёмном среднем поднепровье. но с середины xv века, когда основная масса населения сосредоточилась в области верхнего поволжья, где почвы представлены менее плодородными суглинками, роль земледелия, напротив, возросла. в качестве основы ранней ключевский рассматривал внешнюю торговлю[1]. н. а. рожков также считал, что земледелие в древней руси не было важной отраслью хозяйства, поскольку в числе хозяйственных благ, составлявших главное богатство руси, письменные источники ни разу не называют хлеб, а упоминаются только продукты «добывающей промышленности — меха, мёд и воск». по мнению учёного, «богатство князей, бояр и купцов состояло не в хлебе»[2].
б. д. греков на материале тех же письменных источников, напротив, отстаивал точку зрения о господствующей роли земледелия в хозяйстве древней руси. он указывал, что хлеб стал «богатством», то есть предметом торгового обмена, значительно позднее, однако этот факт, по мнению грекова, не отменяет того, что земледелие было главным занятием сельского населения.
косвенно о важной роли земледелия свидетельствует и религия. известные факты относительно дохристианской религии славян говорят преимущественно о земледельческом культе. ранняя христианства на руси подтверждает земледельческий характер хозяйства славян ix—x веков. народное христианство руси почти не несло в себе никаких существенных признаков тотемизма. христианские понятия и представления заменили собой элементы именно земледельческого культа: весна отождествилась с богородицей, приезжающей на благовещение на сохе, святые илья, егорий и никола превратились в покровителей сельскохозяйственных работ. в особенности святой егорий: он «жито родит», «ярь засевает», «горох сеет и на поле первый бог». молитвы по народным верованиям могли совершаться под овином. о земледелии как о хозяйственной основе жизни общества говорит и славянский календарь[3].
г. в. вернадский отмечал, что, согласно «повести временных лет», вятичи платили дань хазарам по одной монете с сохи, следовательно, соха была их главным средством к существованию. в то же время вернадский не отрицал и роль внешней торговли. он писал, что к моменту образования государства продажа зерна не играла значительной роли во внешней торговле. большую часть товарооборота составляли продукты охоты и лесных промыслов: пушнина, воск и мёд[4].