Все население завоеванных стран разделилось на две категории: на мусульман и кафиров, не принявших ислам. Среди неверных выделялись гяуры, продолжавшие с оружием в руках вести борьбу против ислама; они подлежали уничтожению, а их жены и дети – обращению в рабство. Кроме гуяров различались зиммийяметы, добровольно сдавшиеся и перешедшие под покровительство мусульман. Помимо налогов они должны были исполнять особую повинность – девширме, отдавая мусульманам своих детей. Во главе государства стоял халиф, преемник пророка. Он обладал абсолютной властью – религиозной (имамат) и светской (эмират). Он был главой мусульманской общины, предводительствовал в войске, был высшей судебной и апелляционной инстанцией. От его имени издавались законы. Его имя произносилось в пятничных богослужениях. Его имя чеканилось на золотых (динар) и серебряных (дирхем) монетах.
Ислам наложил глубокий отпечаток на культуру тех стран, где он получил распространение. Уже в раннем исламе зарождаются три основных мусульманские дисциплины: 1) наука о толковании и чтении Корана, 2) наука о хадисах, 3) правоведение, в рамках которого в суннизме складываются четыре в равной мере признанных авторитетными религозно-правовых толка: ханифитский, шафиитский, маликитский, ханбалитский. Из коранических предписаний и запретов и юридических прецедентов, зафиксированных в хадисах, формируется мусульманский закон (шариат), который по сей день остается главным источником законодательства большинства мусульманских стран. Исламский закон как универсальная нормативно-догматическая система регламентирует в равной степени религиозную догматику; нормы, регулирующие отношения человека к Богу; этику; социальные отношения. То есть в шариате слиты воедино религиозное, правовое и этическое начала. Этическое поведение регулируется правом, а правовое поведение понимается прежде всего как религиозно-этическое.
Основой экономики мусульманской цивилизации в отличие от выше рассмотренных восточных цивилизаций было кочевое скотоводство. В эпоху средневековья оно носило исключительно экстенсивный характер, требовало непрерывного расширения и обновления пастбищных территорий.
Во главе государства стоял халиф, преемник пророка. Он обладал абсолютной властью – религиозной (имамат) и светской (эмират). Он был главой мусульманской общины, предводительствовал в войске, был высшей судебной и апелляционной инстанцией. От его имени издавались законы. Его имя произносилось в пятничных богослужениях. Его имя чеканилось на золотых (динар) и серебряных (дирхем) монетах.
Ислам наложил глубокий отпечаток на культуру тех стран, где он получил распространение. Уже в раннем исламе зарождаются три основных мусульманские дисциплины: 1) наука о толковании и чтении Корана, 2) наука о хадисах, 3) правоведение, в рамках которого в суннизме складываются четыре в равной мере признанных авторитетными религозно-правовых толка: ханифитский, шафиитский, маликитский, ханбалитский. Из коранических предписаний и запретов и юридических прецедентов, зафиксированных в хадисах, формируется мусульманский закон (шариат), который по сей день остается главным источником законодательства большинства мусульманских стран. Исламский закон как универсальная нормативно-догматическая система регламентирует в равной степени религиозную догматику; нормы, регулирующие отношения человека к Богу; этику; социальные отношения. То есть в шариате слиты воедино религиозное, правовое и этическое начала. Этическое поведение регулируется правом, а правовое поведение понимается прежде всего как религиозно-этическое.
Основой экономики мусульманской цивилизации в отличие от выше рассмотренных восточных цивилизаций было кочевое скотоводство. В эпоху средневековья оно носило исключительно экстенсивный характер, требовало непрерывного расширения и обновления пастбищных территорий.