Российский либерализм был представлен в те годы западниками и славянофилами. Складывание идеологии западничества и славянофильства относится к концу 30х - началу 40х годов.
Представителями западничества были историки Грановский, Соловьев, Кавелин, Боткин, Тургенев. Они полагали, что Россия станет цивилизованным государством благодаря преобразованиям и реформам. Задача России, по их мнению, состояла в том, чтобы примкнуть к Западу и образовать вместе единую общность (или единую семью).
Славянофилы наоборот отстаивали идею самобытности каждого народа, в том числе и русского. Говоря о России, они подчеркивали особенности ее государственного и общественного быта, православной веры. С этой точки зрения они отрицательно относились к преобразованиям Петра I. Теоретиками славянофильства были Хомяков, братья Киреевские, Аксаков, Самарин, Кошелев.
Кстати говоря, у западничества и славянофильства были общие черты: Отрицательное отношение к крепостному праву Убежденность в необходимости коренных преобразований Уверенность в возможности мирного осуществления реформ Вера в Россию, в возможности ее стремительного и уверенного процветания Надежда на то, что инициатором реформ выступит верховная власть, опирающаяся на поддержку передовой общественности
Представителями западничества были историки Грановский, Соловьев, Кавелин, Боткин, Тургенев. Они полагали, что Россия станет цивилизованным государством благодаря преобразованиям и реформам. Задача России, по их мнению, состояла в том, чтобы примкнуть к Западу и образовать вместе единую общность (или единую семью).
Славянофилы наоборот отстаивали идею самобытности каждого народа, в том числе и русского. Говоря о России, они подчеркивали особенности ее государственного и общественного быта, православной веры. С этой точки зрения они отрицательно относились к преобразованиям Петра I. Теоретиками славянофильства были Хомяков, братья Киреевские, Аксаков, Самарин, Кошелев.
Кстати говоря, у западничества и славянофильства были общие черты: