Когда в 1237 на Русь пришла с войною орда Батыя, во Владимире княжил Юрий Всеволодович, сын князя Всеволода по прозвищу Большое Гнездо (Всеволод - дед Александра Невского). Княжество Владимирское в ту пору было самым сильным в землях Северо-Восточной Руси.
Рязань, первая встретившая удар орд Батыя, просила о князя Юрия, но князь не отозвался на зов Рязани. Видимо, недооценил возможности и силу ордынцев, а может быть, таким образом, рассчитывал ослабить Рязанское княжество. Что поделать – раздор и распри были в тренде в ту пору на Руси.
Однако же все пошло не так. Рязань пала под ударами ордынцев. Вслед за ней пал, и сам Владимир, и князь Юрий со своею дружиною нашли свою погибель. Ордынцы вскоре ушли в степь, оставив после себя руины и дым пожарищ.
После смерти Юрия стал княжить его младший брат – Ярослав (отец Александра Невского). Князь Ярослав принял по наследству на владение разоренные земли русские, порушенные города и сгоревшие села. Казалось, наступил конец света.
Но не время было горевать. Засучив рукава, стал Ярослав восстанавливать разрушенные селения и восстанавливать разграбленное хозяйство.
Тем временем из Новгорода Великого пришел зов о Немец и швед, видя, что русские подверглись страшному разрушительному нашествию, решили и сами поживиться и оттяпать себе на довольствие Новгородский богатый край.
Защита западных рубежей от европейских агрессоров будет поручена Александру, сыну Ярослава, который со своей дружиной на реке Нева разгромит шведское войско и в честь той славной победы станет именоваться отныне и впредь Невским, Александром Невским.
Затем Александр охладит пыл немецких рыцарей, окунув их в студеные воды Чудского озера (самого чудесного озера на земле).
Александр Невский наследует дело отца своего Ярослава по восстановлению и обустройству Северо-Восточной Руси. Этот край самый сильно пострадавший из всех русских земель от нашествия ордынцев. И самый отчаянно сопротивлявшийся. Один Козельск чего стоит!
В сложной ситуации находился князь Александр. О какой-либо войне с ордой и говорить было нечего – второго тотального нашествия Русь, разбитая в прах первым нашествием, не сдюжит. Нужно было договариваться и договариваться на тяжелых условиях, но худой мир лучше доброй ссоры.
Тем паче, когда вдоль западных границ бродили, словно шакалы, дружины шведского короля и немецкие крестоносцы, подталкиваемые католической церковью. Это были в сущности крестовые походы (по крайней мере со стороны немецких орденов).
Кстати, это был наиглавнейший вопрос. Запад с маниакальной настойчивостью всеми силами пытался обратить православную Русь в католичество. В отличии от ордынцев, которым было наплевать кто какому богу молиться.
Парадокс, но ордынцы вели себя в вопросе вероисповедания куда демократичнее. чем сами самые демократичные европейцы.
Александр Невский сумевший дать отпор западной католической агрессии пользовался в народе большим авторитетом – ибо, вновь повторюсь, религиозный вопрос был вопросом вопросов.
На долю князя Александра выпала тяжелая доля сохранения Руси. Сколько стоило ему вести дипломатическую игру на грани жизни и смерти с могущественной ордой! Каких трудов стоило бороться с внутренними «либералами», сторонниками шведов, немцев!
Другой давно бы сдался, но только не Александр Ярославич. А тому, кто не сдается и сам Господь Бог приходит на Русь будет сохранена, а славные потомки князя приступят к следующему этапу возрождения - собиранию земель русских.
Вечная память, тебе, светлый князь Александр!