из « государства российского» н. м. карамзина
в усердной любви к гражданскому образованию борис превзошел всех древнейших венценосцев россии, имев намерение завести школы и даже университеты, чтобы учить молодых россиян языкам европейским и наукам: в 1600 году он посылал в германию немца иоганна крамера, уполномочив его искать там и в москву профессоров и докторов. сие важное намерение не исполнилось, как пишут, от сильных возражений духовенства… но оставив мысль заводить университеты в россии, царь послал 18 молодых боярских людей в лондон, в любек и во францию учиться языкам иноземным…
вам самим известно, что в году карл ходкевич приходил со всем полевым войском; сапега был тоже с большим войском, и сидели в москве, и с зборовским и со многими другими полковниками; много было тогда польского и литовского войска; никогда прежде не бывало столько ваших людей, и однако мы, надеясь на милость божию, не убоялись множества польских и литовских людей, а теперь вы сами видели, как гетман пришел и с каким бесчестьем и страхом он ушел от вас. сдайтесь нам пленными…»
1. к какому веку относится этот документ? какой самозванец появился в это время? с какими событиями связан этот документ?
2. используя текст документа, укажите, почему интервенты оказались в москве и в каком положении они там находились. определите, что нового вы узнали из данного источника по изучаемым событиям.
3. используя текст документа и знания по курсу , укажите роль народа в борьбе с иноземными захватчиками. назовите не менее трех событий, связанных с этой борьбой.
№ 4.
прочитайте внимательно текст и ответьте на вопросы к нему.
из произведения н. и. костомарова
«о следственном деле по поводу убиения царевича дмитрия»
… борис в первые годы своего царствования был добрым государем и был бы, может быть, долго таким же, если б несчастное углицкое дело не дало о себе знать. воспоминание о нем облеклось таинственностью, которая породила легенду, что дмитрий не зарезался и не зарезан, а от убийцы и где-то живет… борис сделался тираном, возбудил против себя ненависть, а с ненавистью возрастала уверенность в существовании дмитрия и явилась надежда на его появление.
1. о каких событиях идет речь, назовите даты упомянутых событий? определите, что вам уже известно об описанных событиях, а что нового вы узнали.
2. как характеризует в этих событиях бориса годунова?
3. какую роль «угличское дело» сыграло в причинах смуты?
№ 5.
прочитайте внимательно текст и ответьте на вопросы к нему.
из работы г. в. абрамовича «князья шуйские и российский трон»
…поражение на реке пахре несколько ослабило силы болтникова, однако после того, как к нему примкнули рязанские дворяне во главе с григорием сумбуловым и прокпием ляпуновым, а затем веневские служилые люди, которыми командовал сотник истома пашков, войско вновь увеличилось, и после взятия коломны, соединившись на оке, восставшие подошли к москве и стали лагерем в селе коломенском и в загорье… почувствовав слабость царя, на сторону болотникова переходят малый ярославец, боровск, можайск, руза, волоколамск, ржева, зубцов и старица. затем движение начинает распространяться и на народы поволжья, на города арзамас, алтырь и свияжск…
1. какое событие описано в тексте, назовите его даты? определите, что вам уже знаете о данном событие, а какая информация для вас является новой?
2. какой вывод о социальном составе армии восставших можно сделать на основе текста?
3. сделайте выводы о масштабах восстания на основе документа. ответ обоснуйте.