«В Москве калачи как огонь горячи» Москва, благодаря искусству своих хлебопеков, со временем стала главным авторитетом всей страны в этом важнейшем деле. Большой торговый город, которым Москва стала уже к XIV веку, нуждался в огромном количестве хлеба. В городе появлялись все новые и новые пекарни – маленькие «хлебные избы» и солидные «хлебные палаты» . Был даже «Государев хлебный дворец» , построенный в Кремле на месте, где сегодня стоит Оружейная палата. Обслуживали царскую семью 70 пекарей, и делали они особый сорт хлеба – басман. Выпекаемый из ржи, этот хлеб имел одну отличительную особенность – на него штампом наносилась «басма» , то есть узор. Оттого и звали придворных пекарей «басманниками» . Отсюда и пошло название Басманной слободы, сохранившееся в современных улицах и переулках. Была в Москве и Калашная слобода, от которой остался переулок. Еще один адрес, по которому проживали московские пекари, – Хлебный переулок. Царские пекари пользовались особым уважением, их даже в грамотах упоминали не обычным уменьшительным именем, как всех простолюдинов (Ивашка, Николка) , а по имени-отчеству. Но уважение это было заслуженным – московские хлебы, калачи и ситники славились далеко за пределами столицы
По своей ремесленной специализации средневековая Москва была близка ко многим большим городам Западной Европы. Две отрасли ремесла получили особое распространение в Москве с давнего времени - изготовление предметов роскоши и оружия. Особое развитие приобрело ювелирное, или «серебряное» , дело. Образцом московского ювелирного ремесла является оклад Евангелия, наряженного боярином Федором Андреевичем Кошкой в 1392 г. 5) Этот бесспорный памятник московских мастеров имеет на краях лицевой доски оклада надпись, что Евангелие оковано «...повеленьем раба божья Федора Андреевича»
Производство предметов роскоши и оружия наиболее типично для Москвы, но это, конечно, не значит, что в ней отсутствовали другие ремесла более общего характера. Портные, сапожники, гончары, кузнецы и т. д. составляли основное население московских кварталов уже в XIV-XV вв.
Москва была пионером в развитии важного для средневековья производства - литья колоколов. Величина колоколов, их звучность, красота звука - постоянный предмет попечений и восхищения русских. Между тем литье колоколов требовало немало специальных знаний и мастерства. Потребность же в колоколах была постоянной. В этой области Москва шла впереди других русских городов.
Средневековый обычай ремесленников селиться отдельными кварталами (по-русски - слободами) нашел свое отражение и в жизни Москвы XIV-XV столетий: Барашская, Басманная, Бронная, Гончарная, Денежная, Дорогомиловская (ямская или «гонная») , Иконная, Казенная, Конюшенная, Котельничья, Котельная, Кузнецкая, Огородная, Переславская гонная, Печатная, Плотничья, Пушкарская, Садовничья, Суконная, Сыромятная, Таганская, Хамовная, Ямская
Наряду с ремеслом одним из важнейших факторов развития средневекового города является и торговля. Успешному развитию московской торговли во многом удобное географическое положение города. Торговые пути сложившиеся на протяжении XIV—XV вв. связали Москву с городами древней Руси, а также другими отдаленными странами
Москва, благодаря искусству своих хлебопеков, со временем стала главным авторитетом всей страны в этом важнейшем деле.
Большой торговый город, которым Москва стала уже к XIV веку, нуждался в огромном количестве хлеба. В городе появлялись все новые и новые пекарни – маленькие «хлебные избы» и солидные «хлебные палаты» . Был даже «Государев хлебный дворец» , построенный в Кремле на месте, где сегодня стоит Оружейная палата. Обслуживали царскую семью 70 пекарей, и делали они особый сорт хлеба – басман. Выпекаемый из ржи, этот хлеб имел одну отличительную особенность – на него штампом наносилась «басма» , то есть узор. Оттого и звали придворных пекарей «басманниками» . Отсюда и пошло название Басманной слободы, сохранившееся в современных улицах и переулках. Была в Москве и Калашная слобода, от которой остался переулок. Еще один адрес, по которому проживали московские пекари, – Хлебный переулок. Царские пекари пользовались особым уважением, их даже в грамотах упоминали не обычным уменьшительным именем, как всех простолюдинов (Ивашка, Николка) , а по имени-отчеству. Но уважение это было заслуженным – московские хлебы, калачи и ситники славились далеко за пределами столицы
По своей ремесленной специализации средневековая Москва была близка ко многим большим городам Западной Европы. Две отрасли ремесла получили особое распространение в Москве с давнего времени - изготовление предметов роскоши и оружия. Особое развитие приобрело ювелирное, или «серебряное» , дело. Образцом московского ювелирного ремесла является оклад Евангелия, наряженного боярином Федором Андреевичем Кошкой в 1392 г. 5) Этот бесспорный памятник московских мастеров имеет на краях лицевой доски оклада надпись, что Евангелие оковано «...повеленьем раба божья Федора Андреевича»
Производство предметов роскоши и оружия наиболее типично для Москвы, но это, конечно, не значит, что в ней отсутствовали другие ремесла более общего характера. Портные, сапожники, гончары, кузнецы и т. д. составляли основное население московских кварталов уже в XIV-XV вв.
Москва была пионером в развитии важного для средневековья производства - литья колоколов. Величина колоколов, их звучность, красота звука - постоянный предмет попечений и восхищения русских. Между тем литье колоколов требовало немало специальных знаний и мастерства. Потребность же в колоколах была постоянной. В этой области Москва шла впереди других русских городов.
Средневековый обычай ремесленников селиться отдельными кварталами (по-русски - слободами) нашел свое отражение и в жизни Москвы XIV-XV столетий: Барашская, Басманная, Бронная, Гончарная, Денежная, Дорогомиловская (ямская или «гонная») , Иконная, Казенная, Конюшенная, Котельничья, Котельная, Кузнецкая, Огородная, Переславская гонная, Печатная, Плотничья, Пушкарская, Садовничья, Суконная, Сыромятная, Таганская, Хамовная, Ямская
Наряду с ремеслом одним из важнейших факторов развития средневекового города является и торговля. Успешному развитию московской торговли во многом удобное географическое положение города. Торговые пути сложившиеся на протяжении XIV—XV вв. связали Москву с городами древней Руси, а также другими отдаленными странами