1. Образование и философия. 1. Как средневековый человек представлял мир?
2. Кто повлиял на изменения в представлении человека на мир?
3. Какое новое учение о человеке возникло в Европе?
4. Что такое КОРПОРАЦИИ? Привести примеры.
5. Дать характеристику Средневековому университету.
6. Что такое СХОЛАСТИКА?
В первые столетия Средневековья немногие выезжали за пределы своей сельской
округи. Связи между селениями были редкими. Дальнее путешествие было опасным
и трудным делом. Из-за плохих дорог передвигались медленно. Даже о
пограничных странах до народа доходили лишь отрывочные сведения. Но правители и
дипломаты, воины, купцы и миссионеры ездили по всей Западной Европе и оставили
для нас много интересных сведений о том времени. Однако европейцы долго почти не
знали, что делается за пределами Европы, и сочиняли небылицы о далеких
странах.
Учение древнегреческого философа Пифагора и его последователей о том, что
Земля - шар, не было полностью забыто. Средневековые ученые представляли,
что Земля круглая, неподвижная и находится в центре
Вселенной. Но некоторые из них оспаривали шарообразность Земли, утверждая,
что люди, живущие на противоположной стороне земного шара, должны были бы ходить
«вниз головой» , а деревья расти «вверх корнями» . Они представляли
себе Землю в виде диска, покрытого небом, как колпаком, а по небу
совершают свой путь Солнце, Луна и пять известных тогда планет.
Центром, или «пупом» , Земли считали город Иерусалим, в котором
находится Гроб Иисуса Христа.
Восток на средневековых картах чаще всего помещали наверху. На
Востоке располагается гора, на ней находится земной рай. Из рая
вытекают реки: Тигр, Евфрат, Ганг и Нил. Средневековые путешественники
рассказывали, что в том месте, где река Нил проникает в Египет, местные жители
имеют обыкновение расставлять по вечерам сети, а поутру находят в них
драгоценные предметы - пряности: имбирь, ревень, алоэ и корицу.
Индийский океан в Средние века считался замкнутым. Воображение
людей населяло побережье и острова океана сказочными людьми и животными.
Путешественники описывали свои встречи с людьми, наделенными тремя ногами
или тремя глазами, с хвостом, как у собаки, с единорогами
(возможно, на самом деле это были носороги) .
Время и смену сезонов определяли по природным признакам:
восходу и закату Солнца,
крику петуха, фазам Луны,
цветению и плодоношению деревьев и других растений,
по характеру ветра и осадков.
Представление о времени.
К историческому времени средневековые люди относились своеобразно. Хронисты
были равнодушны к точным цифрам. Они использовали неопределенные выражения: «в
это время» , «тем временем» , «вскоре после этого» . И феодалы, и крестьяне часто
путали настоящее и будущее. Например, люди X века могли
считать, что мучители Христа еще живы и их можно наказать. Даты семейной
жизни, события в деревне или стране отсчитывали от церковных праздников и
таких памятных событий, как смена государя, большая битва, голод или
эпидемия.
В раннее Средневековье иногда использовали устройства для измерения
времени, созданные в Древней Греции и Древнем Риме. Одни из них были связаны
с капризами природы - таковы были солнечные часы. Они определяли время по
тени, которую отбрасывала вертикально вбитая в землю палка. Другие устройства
определять только отдельные отрезки времени - это водяные и
песочные часы. Ночь разделялась на «три свечи» . Короткие промежутки
измерялись временем, которое необходимо для прочтения молитвы «Отче наш» и т. п.
Эти «инструменты» были очень неточны.
Не было единой системы отсчета времени. В одних странах год
начинался с праздника Пасхи, в других - с Рождества Христова.
Средневековый час составлял примерно три современных часа.
По-своему люди объясняли в Средние века смену времен года. Считалось, что
лето гонит прочь зиму, лишенную ярких красок, пения птиц и радостей на
вольном воздухе. К зиме обращались резко: «Убирайся прочь, зима, беги, ты
творишь зло! » Самым важным месяцем лета считался май - месяц обновления.