Экономико-географическое положение Европейского Севера в целом оценивается положительно по нескольким причинам:
1. имеет выход в Белое, Баренцево и Карское моря;
2. граничит с районами Центральной России, индустриальной базой страны. Внутренние соседи Европейского Севера – самые мощные в хозяйственном отношении части России: Европейский центр, Северо-запад и Урал. Они сосредотачивают более 50 % населения страны, основных фондов её хозяйства и производимой продукции;
3. граничит на западе с развитыми странами Европы: Норвегией и Финляндией, что позволяет развивать экономические связи с этими государствами, а через них и с другими странами Европы.
Транспортная сеть региона развита слабо. Железные дороги ведут только в трех направлениях: на Мурманск, Архангельск и Воркуту. Есть возможность использовать судоходные реки, такие как Печора или Северная Двина, для выхода по Беломоро-Балтийскому каналу в Белое море.
Достоинства экономико-географического положения Урала определяются его положением на стыке европейской и азиатской частей России, а также Казахстана, обмениваясь с которыми сырьевыми ресурсами и готовой продукцией, Урал самым эффективным образом, с наименьшими затратами использует свой уникальный природно-ресурсный и накопленный мощный производственный потенциалы, а также квалифицированные трудовые ресурсы.
Через Урал проходят широтные магистрали (железно- и автодорожные, а также трубопроводные — нефти и газа), соединяющие восток и запад Российской Федерации. На территории самого Урала сформировались мощные грузообразующие центры — горнодобывающей промышленности, тяжелого машиностроения, нефтепереработки и нефтехимии, а также производства зерна в АПК. Меридиональные связи Урала направлены, в основном, на юг—в сторону Казахстана и остальной Центральной Азии. Оттуда район получает недостающее топливо (уголь, частично газ), в свою очередь обеспечивая их машинами и оборудованием.
Недостатки ЭГП Урала — отсутствие прямых связей с Северным экономическим районом (железная дорога строится в настоящее время), через который открываются кратчайшие пути к морскому побережью Северного Ледовитого океана. Северный район также обеспечивать Урал качественными коксующими углями Печорского бассейна, необходимыми черной металлургии, а также бокситами и глиноземом.
Размещение Урала на горном водоразделе Волги и Оби делает экономически неприемлемым воднотранспортное соединениедвух смежных речных бассейнов, каждый из которых имеет собственную судоходную инфраструктуру.
«Утяжеленная» структура промышленности района, с преобладанием отраслей тяжелой промышленности и горной добычи, в условиях высоких транспортных тарифов снижает конкуренто этих отраслей, особенно на рынках дальнего зарубежья.
Экономико-географическое положение Европейского Севера в целом оценивается положительно по нескольким причинам:
1. имеет выход в Белое, Баренцево и Карское моря;
2. граничит с районами Центральной России, индустриальной базой страны. Внутренние соседи Европейского Севера – самые мощные в хозяйственном отношении части России: Европейский центр, Северо-запад и Урал. Они сосредотачивают более 50 % населения страны, основных фондов её хозяйства и производимой продукции;
3. граничит на западе с развитыми странами Европы: Норвегией и Финляндией, что позволяет развивать экономические связи с этими государствами, а через них и с другими странами Европы.
Транспортная сеть региона развита слабо. Железные дороги ведут только в трех направлениях: на Мурманск, Архангельск и Воркуту. Есть возможность использовать судоходные реки, такие как Печора или Северная Двина, для выхода по Беломоро-Балтийскому каналу в Белое море.
Достоинства экономико-географического положения Урала определяются его положением на стыке европейской и азиатской частей России, а также Казахстана, обмениваясь с которыми сырьевыми ресурсами и готовой продукцией, Урал самым эффективным образом, с наименьшими затратами использует свой уникальный природно-ресурсный и накопленный мощный производственный потенциалы, а также квалифицированные трудовые ресурсы.
Через Урал проходят широтные магистрали (железно- и автодорожные, а также трубопроводные — нефти и газа), соединяющие восток и запад Российской Федерации. На территории самого Урала сформировались мощные грузообразующие центры — горнодобывающей промышленности, тяжелого машиностроения, нефтепереработки и нефтехимии, а также производства зерна в АПК. Меридиональные связи Урала направлены, в основном, на юг—в сторону Казахстана и остальной Центральной Азии. Оттуда район получает недостающее топливо (уголь, частично газ), в свою очередь обеспечивая их машинами и оборудованием.
Недостатки ЭГП Урала — отсутствие прямых связей с Северным экономическим районом (железная дорога строится в настоящее время), через который открываются кратчайшие пути к морскому побережью Северного Ледовитого океана. Северный район также обеспечивать Урал качественными коксующими углями Печорского бассейна, необходимыми черной металлургии, а также бокситами и глиноземом.
Размещение Урала на горном водоразделе Волги и Оби делает экономически неприемлемым воднотранспортное соединениедвух смежных речных бассейнов, каждый из которых имеет собственную судоходную инфраструктуру.
«Утяжеленная» структура промышленности района, с преобладанием отраслей тяжелой промышленности и горной добычи, в условиях высоких транспортных тарифов снижает конкуренто этих отраслей, особенно на рынках дальнего зарубежья.