с анализом текста. нужно ответить на вопросы. Анализ текста «А. С. Хомяков о культурных корнях науки».

«Русский человек … охотно принимает науку; но он верит также и в свой природный разум. Наука должна расширять область человеческого знания, обо-гащать его данными и выводами; но она должна помнить, что ей самой прихо-дится многому и многому учиться у жизни. Без жизни она так же скудна, как жизнь без нее, может быть, еще скуднее. Темное чувство этой истины живет и в том человеке, которого разум не обогащен познаниями. Поэтому ученый дол-жен говорить с неученым не снисходительно, как высший с низшим, не … как взрослый с младенцем; но просто и благородно, как мыслящий с мыслящим. Он должен говорить собственным своим языком, а не подделываться под чужой, который называет народным. Эта подделка не что иное, как гримаса. Эта народ-ность не доходит до деревни и не переходит за околицу барского двора. Прежде же всего надобно узнать, т.е. полюбить, ту жизнь, которую хотим обогатить наукою. Эта жизнь, полная силы предания и веры, создала громаду России прежде, чем иностранная наука пришла позолотить ее верхушки. Эта жизнь хранит много сокровищ не для нас одних, но, может быть, и для многих, если не для всех народов.

По мере того, как высшие слои общества, отрываясь от условий историче-ского развития, погружались все более и более в образованность, истекающую из иноземного начала; по мере того, как их отторжение становилось все резче и резче, умственная деятельность слабела и в низших слоях. Для них нет отвле-ченной науки, отвлеченного знания; для них возможно только общее просвеще-ние жизни, а это общее просвещение, проявленное только в постоянном круго-вращении мысли (подобном кровообращению в человеческом теле) становится невозможным при раздвоении в мысленном строении общества. В высших со-словиях проявлялось знание, но знание, вполне отрешенное от жизни; в низших – жизнь, никогда не восходящая до сознания. Художеству истинному, живому, свободно творящему, а не подражательному, не было места, ибо в нем является сочетание жизни и знания, – образ самопознающейся жизни. Примирение было невозможно: Наука хотя и односторонняя, не могла отказаться от своей гордо-сти, ибо она чувствовала себя лучшим плодом великого Запада; жизнь не могла отказаться от своего упорства, ибо она чувствовала, что создала великую Рос-сию. Оба начала оставались бесплодными в своей болезненной односторонно-сти.

На первый взгляд бессилие жизни, отрешенной от знания и от художества, покажется понятнее, чем бессилие знания, отрешенного от жизни; ибо жизнь имеет характер местный, знание же – характер общий, всечеловеческий. Добро-совестное или беспристрастное рассмотрение вопроса разрешает эти сомнения. Наука разделяется на науку положительную, или простое изучение законов ви-димой природы, и на науку догадочную, или изучение законов духа человече-ского и его проявлений. Изучать законы своего духа может человек только в полноте своей духовной, следовательно, личной и общественной жизни, ибо только в этой полноте может он видеть их проявление. Итак, вторая и, может быть, важнейшая отрасль науки делается почти невозможною при внутреннем раздвоении общественного просвещения. Сверх того, наука, в своей, может быть, подчиненной форме опыта или наблюдения, есть опять только плод стремления духа человеческого к знанию, плод жизни, отчасти созревающей; следовательно, в обоих случаях она требует жизненной основы. У нас она не была плодом нашей местной, исторической жизни. С другой стороны, самым перенесением в Россию и на нашу почву она отторгалась от своих западных корней и от жизни, которая ее произвела.

(Хомяков А. С. Мнение иностранцев о России // Полное собрание сочине-ний: В 8 т. Т. 1. М.: Университетская типография, на Страстном бульваре, 1900. С. 3-28. С. 22-23).

Контрольные вопросы

1. Как следует из приведённого отрывка, критика А. С. Хомякова была направлена не против науки как такой, а лишь против определённых её культур-но-исторических форм. Поясните, каких именно? С Вашей точки зрения, насколько значим социально-культурный контекст научного поиска?

2. Почему, согласно мысли А. С. Хомякова, возник конфликт между «наукой» и «жизнью»? Насколько эти рассуждения философа-славянофила ак-туальны в современной России?

3. Каковы, согласно А. С. Хомякову, перспективы науки и вообще Про-свещения в России?

к1о2л3я4 к1о2л3я4    2   26.03.2021 17:09    18

Другие вопросы по теме Другие предметы