Отметьте особенности композиции и поэтического языка стихотворений «Осенний вечер», «Полдень», «Тени сизые смесились...», «О чем ты воешь, ветр ночной?..».
Многие произведения Тютчева начинаются описанием картин природы, а заканчиваются размышлением или сентенцией, относящейся к судьбе или душевной жизни человека. Такова композиция стихотворения «Осенний вечер»: большая часть его посвящена изображению увядающей природы, и лишь в двух последних строках возникает ассоциация с человеческой старостью с ее страданиями, предчувствием смерти.
Язык стихотворения создает настроение светлой грусти. Прекрасная, но печальная картина создается эпитетами «умильная», «таинственная», «багряный», «томный», «туманная», «тихая», «грустно-сиротеющая». Мотив предчувствия зимы (смерти) создается образом холодного ветра. Архаизм «высокого штиля» «ветр» подчеркивает значимость этого образа.
В стихотворении «Полдень» изображается картина жаркого летнего дня. Описание сонного пейзажа в двух последних строках композиционно завершается упоминанием о древнегреческом боге Пане, олицетворяющем душу природы. Таким образом подчеркивается гармония и единение всех природных явлений и объектов.
Подчеркнуть общность состояния покоя у разных природных объектов помогает использование одинаковых лексем при их описании. В первую очередь это, конечно, определение «лениво» — ленивы и сам полдень, и река, и облака. Дремота охватывает всю природу и ее мифическое олицетворение, ее душу — бога Пана.
Основной мотив стихотворения «Тени сизые смесились...» — единение человека с природой. Центральная строка — «Все во мне, и я во веем!..» — становится разделом между изображением позднего вечера и призывом лирического героя к ночи дать ему душевный покой. Кольцевая композиция (первая строка — «смесились», последняя — «смещай») подчеркивает мотив «смешения», то есть желания полного единения человека с «миром дремлющим».
Чтобы показать глубокие сумерки, поэт использует звуковые образы — тихие, «уснувшие». Зримое «движение» преобразуется в «дальний гул», полет мотылька не виден, а слышен.
Стремление к единению с ночной природой подчеркивается частым использованием глаголов в повелительном наклонении: «залей», «утиши», «переполни», «дай вкусить».
Но возможно ли полное единение? Может ли человек при жизни слиться с природой? Сомнение в этом выражается оксюмороном «вкусить уничтоженья», которым выражается неразрешимое противоречие чувств — «жажды слиться» и страх смерти.
Стихотворение «О чем ты воешь, ветр ночной?..» условно можно разделить на две части: первая — вопросы лирического героя к ветру, вторая — просьбы не петь «страшных песен», не будить «заснувшие бури».
В первых двух строфах повторяется вопросительная конструкция «о чем». В свою очередь просьбы-призывы подкрепляются междометием «О!». В каждой части встречается эпитет «ночной», но в первом случае он является определением к слову «ветр», а во втором — «душа». Темная сторона души родственна ветру, она «внимает повести любимой» и рвется из «смертной груди», чтобы слиться с «беспредельным». Таким образом, мотив слияния присутствует и в этом стихотворении.
Язык стихотворения создает настроение светлой грусти. Прекрасная, но печальная картина создается эпитетами «умильная», «таинственная», «багряный», «томный», «туманная», «тихая», «грустно-сиротеющая». Мотив предчувствия зимы (смерти) создается образом холодного ветра. Архаизм «высокого штиля» «ветр» подчеркивает значимость этого образа.
В стихотворении «Полдень» изображается картина жаркого летнего дня. Описание сонного пейзажа в двух последних строках композиционно завершается упоминанием о древнегреческом боге Пане, олицетворяющем душу природы. Таким образом подчеркивается гармония и единение всех природных явлений и объектов.
Подчеркнуть общность состояния покоя у разных природных объектов помогает использование одинаковых лексем при их описании. В первую очередь это, конечно, определение «лениво» — ленивы и сам полдень, и река, и облака. Дремота охватывает всю природу и ее мифическое олицетворение, ее душу — бога Пана.
Основной мотив стихотворения «Тени сизые смесились...» — единение человека с природой. Центральная строка — «Все во мне, и я во веем!..» — становится разделом между изображением позднего вечера и призывом лирического героя к ночи дать ему душевный покой. Кольцевая композиция (первая строка — «смесились», последняя — «смещай») подчеркивает мотив «смешения», то есть желания полного единения человека с «миром дремлющим».
Чтобы показать глубокие сумерки, поэт использует звуковые образы — тихие, «уснувшие». Зримое «движение» преобразуется в «дальний гул», полет мотылька не виден, а слышен.
Стремление к единению с ночной природой подчеркивается частым использованием глаголов в повелительном наклонении: «залей», «утиши», «переполни», «дай вкусить».
Но возможно ли полное единение? Может ли человек при жизни слиться с природой? Сомнение в этом выражается оксюмороном «вкусить уничтоженья», которым выражается неразрешимое противоречие чувств — «жажды слиться» и страх смерти.
Стихотворение «О чем ты воешь, ветр ночной?..» условно можно разделить на две части: первая — вопросы лирического героя к ветру, вторая — просьбы не петь «страшных песен», не будить «заснувшие бури».
В первых двух строфах повторяется вопросительная конструкция «о чем». В свою очередь просьбы-призывы подкрепляются междометием «О!». В каждой части встречается эпитет «ночной», но в первом случае он является определением к слову «ветр», а во втором — «душа». Темная сторона души родственна ветру, она «внимает повести любимой» и рвется из «смертной груди», чтобы слиться с «беспредельным». Таким образом, мотив слияния присутствует и в этом стихотворении.