Особенности саратовской школы живописи и её представители

SofaCat1231 SofaCat1231    1   11.11.2019 22:15    1

Ответы
Анд2007 Анд2007  10.10.2020 12:33

Во многом благодаря его открытию в Саратове появилась блистательная плеяда мастеров совсем не провинциального масштаба – Виктор Борисов-Мусатов, Павел Кузнецов, Пётр Уткин, Александр Савинов, Александр Матвеев. Как брошенный в воду камень оставляет шлейф кругов на воде, так и их творчество оказало огромное влияние на последующие поколения саратовских художников.  На выставке «Связь времён», посвященной 130-летнему юбилею Радищевского музея, представлены произведения, созданные художниками Саратова, начиная с восьмидесятых годов XIX века до сегодняшнего дня. Здесь впервые предпринята попытка не просто показать историю поэтапного развития саратовского изобразительного искусства, но выявить основные тенденции, обозначить круги и связи внутри столь протяженного художественного процесса. Экспозиция построена не по хронологии, а по принципу формально-стилистической близости произведений разного времени. Это позволит увидеть, каким образом новаторские искания художников начала столетия интерпретировались во второй половине ХХ и продолжают трансформироваться в начале ХХI века. Одной из основных линий развития саратовского изобразительного искусства является декоративный символизм, берущий начало в творчестве Виктора Борисова-Мусатова и впоследствии получивший продолжение в художественной практике мастеров «саратовской школы живописи». В начале ХХ века в этом направлении работали Пётр Уткин, Павел Кузнецов, Александр Савинов. В 1920-е – начале 1930-х годов ее продолжателями стали Борис Миловидов, Фёдор Белоусов, Евгений Егоров, Михаил Аринин, Владимир Кашкин, Алексей Сапожников и другие.  К концу 1930-х годов живописные традиции «саратовской школы» были насильственно прерваны: Пётр Уткин, который на протяжении многих лет преподавал в местном художественном училище, и большинство его самых талантливых учеников, уехали из города, а немногие оставшиеся были вынуждены подстраиваться под жесткие требования соцреализма. Но, несмотря на это, сущностные черты «саратовской школы» – повышенное внимание к особенностям волжской свето-воздушной среды, изысканная графичность в изображении степного ландшафта, декоративность колорита, символизм цвета – подспудно сохранялись и в последующие десятилетия. В начале 1990-х годов группа художников, лидерами которой были Павел Маскаев и Владимир Мошников, предприняла попытку возрождения цвето-пластических исканий и духовных принципов «саратовской школы». На выставке их работы органично сочетаются с классическими произведениями мастеров, стоявших у истоков традиции.  И сегодня многие художники, работающие в совершенно разных направлениях, продолжают изучать и, каждый по-своему, использовать в творчестве богатое живописное наследие Саратова: Валентина Медведкина и Евгений Яли развивают эту линию в реалистической манере, Надежда Шанаева и Рашид Салямов в результате долгих поисков пришли к абстракции, но и для тех и для других символизм цвета сохраняет первостепенное значение. Реалистическая линия в экспозиции выставки представлена произведениями художников, начиная от работ Гектора Баракки и Василия Коновалова, написанных в конце XIX века, до картин Натальи Чечневой и Александра Котова, созданных в начале ХХI столетия. В 1930 - 1950-е годы в Саратове, как и по всей стране, основным направлением в изобразительном искусстве становится соцреализм. Жанровые композиции Алексея Бородина и Ивана Новосельцева, индустриальный пейзаж Леонида Гусева и портрет профессора Б.А. Можаровского кисти Георгия Мельникова не только представляют собой образцы стилистики соцреализма, но и являются документами времени, заключающими в себе характерные черты советской эпохи. Автопортреты Владимира Гурова и Валентина Юстицкого, написанные совершенно разными художниками (соцреалистом и авангардистом) и совершенно разными по характеру и по жизненному опыту людьми, рифмуются по композиции и колориту. Однако, несмотря на сближающую их печать времени, самохарактеристики авторов диаметрально противоположны. Гуров, встроенный в государственную систему и следовавший ее принципам, всю жизнь благополучно проработал в Саратовском художественном училище и в 1940-е годы занимал пост председателя Саратовского отделения Союза художников. Юстицкий, склонный к смелым формальным поискам и, как и многие авангардисты, мечтавший о переустройстве мира, был репрессирован в 1937 году и десять лет провел в лагерях.  

ПОКАЗАТЬ ОТВЕТЫ
Другие вопросы по теме Другие предметы