ЛОГИКА
1. Приведите примеры применения аналогий в:
а) политике;
б) изобразительном искусстве;
в) литературе;
г) философии;
д) рекламе.
2. Согласны ли вы с аналогиями, приведенными в рассуждениях выдающихся философов? Содержат ли они логическую ошибку "ложная аналогия"? Обоснуйте свой ответ.
2.1. «Муравей – сама по себе существо мудрое, но в саду или на огороде она вредна. Так же и люди, слишком самолюбивы, вредят обществу. Избери разумную середину между себялюбием и общественным долгом» (Ф. Бекон).
2.2. «Со страданием дело такая же, как с драгоценными камнями, которые светятся ярко или тускло в зависимости от того, в какую оправу мы их вставляем; подобно этому и страдание охватывает нас настолько, насколько мы поддаемся ему» (Монтень).
2.3. «Причина ошибок содержится не только в наших чувствах, но и в самой природе человеческого разума, который все представляет по своему собственному масштабу, а не по масштабу Вселенной, и таким образом уподобляется зеркалу с неровной поверхностью, которое, отражая лучи каких-нибудь предметов, еще примішує к ним свою собственную природу» (Ф. Бекон).
3. Установите, в каком из следующих умозаключений по аналогии вывод является более вероятным:
3.1. Мне кажется, что устройство этих двух семей должен во многом совпадать. В обеих семьях брак был ранним, в обоих жена пришла в семью мужа. В течение первого года в обеих семьях родились дети. Обе семьи – студенческие.
3.2. Жизненный уклад этих двух семей, видимо, во многом должен совпадать. Это ясно: браки в обоих случаях – ранние, в обеих семьях жена пришла в семью мужа. Обе семьи студенческие и в обоих уже в первый год родились дети. К тому же в обоих случаях родители супруги – рабочие не в первом поколении.

4. Проанализируйте приведенные тексты. Найдите рассуждения, содержащиеся в них. Установите, какие умозаключения относятся к дедуктивным, а какие нет. Дайте их логический анализ.
4.1. История знает остроумное высказывание близкого ученика Конфуция по имени Цзы-Гун. Однажды его знакомый заявил, что Цзы-Гун умом и образованностью превышает даже самого Учителя, и тогда Цзы-Ю сказал ему в ответ: «Мудрость человека можно уподобить стене. Моя стена не выше человеческого роста, и потому каждый без труда разглядит все, что за ней находится. А мой Учитель подобен стене высотой в несколько метров. Кто не сможет найти там ворота, тот никогда не узнает, какие прекрасные храмы и дворцы скрыты за ней».
4.2. «Отбросив все то, относительно чего мы можем каким-либо образом сомневаться и, более того, воображая все эти вещи ложными, мы с легкостью предполагаем, что никакого Бога нет и нет ни неба, ни каких-либо тел, что сами мы не имеем ни рук, ни ног, ни какого бы то ни было тела; однако не может быть, чтобы через все это мы, думая таким образом, были ничем: ведь полагать, что мыслящая вещь в то самое время, как она мыслит, не существует, будет явным противоречием. А посему положение «Я мыслю, следовательно, я существую» – первичное и вероятней всего из всех, какие могут представляться кому-либо в ходе философствования» (Г.Декарт).

elenalev222016 elenalev222016    3   20.05.2020 22:23    10

Другие вопросы по теме Другие предметы