Философия . прочитать философский текст и ответить на вопросы фрэнсис бэкон • знание есть сила, сила есть знание. • истина есть дочь времени, а не авторитета • истинно знать что-либо - значит знать его причины. • атеизм - это тонкий слой льда, по которому один человек может пройти, а целый народ рухнет в бездну • я много думал о смерти и нахожу, что это - наименьшее из зол. • причина заблуждений коренится не только в наших ощущениях, но и в самой природе человеческого разума, который все представляет по своему собственному масштабу, а не по масштабу вселенной, и таким образом уподобляется зеркалу с неровной поверхностью, которое, отражая лучи предметов, еще и примешивает к ним свою собственную природу. • самое лучшее из всех доказательств есть опыт. вопросы: 1.сформулируйте философское мировоззрение бэкона. 2. каков, по мнению, бэкона, главный путь познания? 3.каким образом взаимосвязаны заблуждения и человеческий разум джон локк. среди простых идей, получаемых и от ощущения и от рефлексии, страдание и удовольствие являются значительными. ощущение бывает или само по себе или сопровождается страданием. либо удовольствием. эти идеи не могут быть описаны, их названиям нельзя дат определения. единственный познать их, как и другие простые идеи чувств - есть и страдание, и то, что их вызывает, - добро и зло - суть стержни, вокруг которых вращаются наши страсти. и если мы поразмыслим о себе и понаблюдаем, как они при различных обстоятельствах на нас и какие внутренние ощущения производят, то мы можем составить идеи своих страстей. вопросы: 1.с чего, по мнению локка, человек познает окружающий мир? 2.что является основой данного познания? 3.сформулируйте философское мировоззрение д.локка давид юм. опыт есть единственный источник наших суждений, мы не можем узнать из какого-либо другого принципа, может ли материя в силу своей структуры или устройства быть причиной мышления. абстрактное рассуждение не в состоянии рещить какого-либо вопроса, касающегося факта или существования. но, допуская, что духовная субстанция рассеяна по вселенной наподобие эфирного огня, и что она есть единственный субстрат мышления, мы имеем основание заключить по аналогии, что природа пользуется ею таким же образом, как и другой субстанцией материей. она пользуется ею, как своего рода тестом или глиной, видоизменяет ее в различные формы и тому, как одна и та же материальная субстанция может образовывать тела всех животных, так духовная субстанция может составлять их души. вопросы: 1.что утверждает давид юм: о познания; об устройстве вселенной; о статусе «духовной субстанции»? 2.есть ли противоречия в рассуждениях юма? 3.сформулируйте свое отношение к мировоззрению д.юма. владимир соловьев. идея всеединства, выражает органическое единство мирового бытия, взаимопроникнутость составляющих его элементов при сохранении их индивидуальности. в онтологическом аспекте всеединство представляет нерасторжимое единение творца и твари; в гносеологическом отношении всеединство выступает как «цельное знание», представляющее неразрывную взаимосвязь эмпирического (научного), рационального (философского) и мистического (религиозно-созерцательного) знания, достигаемого не только и не столько в результате познавательной деятельности, сколько верой и интуицией. в аксиологии всеединства центральное место занимает абсолютная ценность истины, добра и красоты, соответствующих трём ипостасям божественной троицы. весь мир, как система, обусловлен всеединством, то есть богом. я называю истинным, или положительным, всеединством такое, в котором единое существует не на счёт всех или в ущерб им, а в пользу всех … истинное единство сохраняет и усиливает свои элементы, осуществляясь в них как полнота бытия… в божественном организме христа действующее начало, начало, выражающее собою единство безусловно-сущего, очевидно есть слово, или логос. единство второго вида, единство произведенное, в христианской теософии носит название софии. если в абсолютном вообще мы различаем его как такого, т.е. как безусловно-сущего, от его содержания, сущности или идеи, то прямое выражение первого мы найдем в логосе, а второй — в софии, которая, таким образом, есть выраженная, осуществленная идея. и как сущий, различаясь от своей идеи, вместе с тем есть одно с нею, так же и логос, различаясь от софии, соединен с нею. софия есть тело божие, материя божества, проникнутая началом божественного единства. осуществляющий в себе или носящий это единство христос, как цельный божественный организм — универсальный и индивидуальный вместе, — есть логос и софия. вопросы: 1.что такое идея всеединства? 2.сформулируйте и обоснуйте свое отношение к идее всеединства владимира соловьева. 3.что такое логос и софия по соловьеву? 4.сформулируйте и обоснуйте свое отношение к идеям логоса и софии.