Суммативное оценивание за 4 четверть
1. Прочитайте описание экосистемы «Степь»
В отличие от леса, в экосистеме степи встречаются лишь одиночные деревья и небольшие группы кустарников. Это равнинная территория, покрытая травянистой растительностью. Лето в степи засушливое, дуют частые ветры, осадков выпадает мало. Из растений представлены преимущественно травы. Весной пышно разрастается разнотравье степи: гусиный лук, колокольчики, шалфей, пламенные маки - степь напоминает красочный ковер. Однако со средины лета начинается засуха, трава выгорает, землю высушивают суховеи. К таким условиям хорошо при засухоустойчивые растения: мятлик, чертополох, пижма, полынь, ковыль, перекати-поле. Они невысокие, имеют мелкие листья.
Обилие травы позволяет размножаться бесчисленным растительноядным животным, среди которых доминируют насекомые: жуки, кузнечики, саранча, бабочки и их личинки. В больших количествах встречаются грызуны: полевки, мыши, суслики, слепыши, сурки. Стадные копытные представлены сайгаками. Обилие травоядных привлекает большое количество хищных животных – волков, лис, хорьков, в воздухе парят степные орлы, канюки, летают соколы (например, пустельга). Многие животные питаются бесчисленными насекомыми, это ящерицы, птицы (жаворонки, дрофы), землеройки.
(а) Какие факторы окружающей среды (абиотические факторы) имеются в степи? (1)
(b) Назовите не менее 5 продуцентов степи. (1)
(с) Назовите не менее 5 консументов. (1)
(d) Составьте пищевую цепь, состоящую из четырёх звеньев (2)
(е) На основании вашей пищевой цепи и правила экологической пирамиды, определи сколько необходимо травы (в килограммах), чтобы вырос хищник массой 20 кг. (1)
2. На рисунке изображено изменение экосистемы в течение времени.
(а) Назовите первоначальную экосистему и конечную. (1)
(b) Назовите причину, благодаря которой изменяется экосистема. (1)
(с) К чему приводит действие этой причины? Назовите два следствия. (1)
3. В тексте описана экосистема леса. Сравните экосистему леса с экосистемой степи.
Европу, Восточную Азию, Северную Америку, юг Чили занимают широколиственные леса. Деревья, достигающие 40 м, растут в 2 яруса, ниже – кустарники и травы 2-3 видов. Климат в экосистеме влажный и умеренно влажный, продолжительное лето жаркое. Зимы не суровые. У деревьев листья больших размеров, деревья теневыносливые, но любят солнечное освещение. Там растут дубы, клёны, вязы, липы, ясени. Средний ярус заполнен кустарниками, внизу – ягодники и цветущие травы. К мелколиственному лесу относятся представители с мелкой листвой: берёза, осина, ольха.
(а) Чем отличается растительность степи от растительности леса? В какой экосистеме растительность более разнообразна (больше видов)? (2)
(b) На рисунках изображены экосистема леса и экосистема степи.
Определите две особенности животного мира леса и степи. (2)
4. Заполните таблицу «Отрицательное влияние человека на природу»:
Отрицательное влияние человека на природу
Последствия влияния
1)
2)
3)
(3)
5. Используя таблицу, ответьте на во Открытие
Ученый и его изобретение
В 1874 г. А.Н.Лодыгин изобрел лампу накаливания. Ее запатентовали почти во всей Европе. Он выкачал из стеклянной ламповой колбы воздух, увеличив долговечность лампочки. Нить накаливания изготовил не из угля, а из тугоплавкого вольфрама.
В 1875 г. Павел Яблочков изобрел электрическую угольную дуговую лампу.
Впервые она была продемонстрирована в качестве уличного и театрального освещения в Париже.
В 1879 г. Томас Эдисон разработал лампочку накаливания с угольной нитью.
(а) Что общего у этих открытий с точки зрения назначения и превращения энергии? [1]
(b) В чем различие этих открытий? [2]
6. Соотнесите области исследований с объектом исследования в будущем (укажите цифру и букву).
Области исследований
Объект исследования в будущем
1) область космических исследований
А) таяние ледников, возникновение ураганов
2) область климатических изменений на Земле
В) исследование черных дыр
3) возобновляемые источники энергии
С) ценность продуктов питания
4) в области питания человека
D) энергия биомассы, ветра, воды