(а) Представьте графически описанную экосистему.
[3]
(b) Объясните взаимосвязь компонентов в этой экосистеме.
[1]
Объясните причины смены экосистем, изображенных на рисунке от А Б В Г.
[2]
Объясните переход энергии в экологической пирамиде.
[3]
На рисунке изображены две экосистемы: экосистема степи и смешанного леса.
Сравните многообразие экосистем (видовой состав растений, животных, грибов):
Экосистема степи
Экосистема смешанного леса
[2]
Проанализируйте отрицательное влияние человека на природу в вашем регионе.
Заполните таблицу (первая строка заполнена для примера):
Форма влияния человека
(отрицательное)
Примеры
Последствия влияния
1. Большое число автомобилей
В Алматы на 1,5 млн жителей приходится 700 тыс. автомобилей
Загрязнение атмосферы города;
болезни органов дыхания у людей;
2.
3.
[3]
Используя таблицу, ответьте на во Открытие
Ученый и его изобретение
В 1874 г. А.Н.Лодыгин изобрел лампу накаливания. Ее запатентовали почти во всей Европе. Он выкачал из стеклянной ламповой колбы воздух, увеличив долговечность лампочки. Нить накаливания изготовил не из угля, а из тугоплавкого вольфрама.
В 1875 г. Павел Яблочков изобрел электрическую угольную дуговую лампу.
Впервые она была продемонстрирована в качестве уличного и театрального освещения в Париже.
В 1879 г. Томас Эдисон разработал лампочку накаливания с угольной нитью.
(а) Что общего у этих открытий с точки зрения назначения и превращения энергии?
[2]
В чем различие этих открытий?
[2]
7. ответьте на во используя информацию из таблицы:
Вклад казахстанских ученых в развитие естественных наук
Идлис Григорий Моисеевич
(1928-2010)
Основные труды в области звёздных систем, космологии, проблем малых тел Солнечной системы и солнечно-земных связей с оптического и радиотелескопа.
Омаров
Тукен Бигалиевич (1935-2013)
Основные труды в области галактик и их систем, сверхскоплений, двойных звезд.
Тихов Гавриил Адрианович (1875-1960)
Был одним из основателей Академии наук Казахстана, НИИ астрономии и физики, а также обсерватории Каменское плато.
Основные работы посвящены фотометрии и колориметрии звёзд и планет с фотометра, спектрометра.
Перечислите, с каких астрономических приборов или устройств ученые проводили свои исследования.
[1]
Соотнесите области исследований с объектом исследования в будущем (укажите стрелками).
Области исследований
Объект исследования в будущем
1) область космических исследований
А) таяние ледников, возникновение ураганов
2) область климатических изменений на Земле
В) исследование черных дыр
3) возобновляемые источники энергии
С) ценность продуктов питания
4) в области питания человека
D) энергия биомассы, ветра, воды
[1]