Заполните следующую таблицу:
Коллектив – это... Признаки понятия Совпадающие признаки Несовпадающие признаки
1 «...Культурная ценность, и как таковая он составляет культурную среду жизнедеятельности учащихся; в то же время он используется воспитателем в качестве средства воспитания внутреннего мира личности воспитанников» (П. И. Пидкасистый)
2 «...Такая группа детей, которую объединяют общие, имеющие общественно ценный смысл цели и совместная деятельность, организуемая для их достижения» (А. С. Макаренко)
3 «...Система работы, строящаяся на основе отношений творческого содружества воспитателей и воспитанников как старших и младших товарищей» (И. П. Иванов)
4«...Группа людей, взаимно влияющих друг на друга и связанных между собой общностью социально обусловленных целей, интересов, потребностей, норм и правил поведения, совместно выполняемой деятельностью, общностью средств деятельности, единством воли, выражаемой руководством» (Г. М. Коджаспирова)
Заполняя таблицу, мы сравниваем заданные определения и ищем сходство и различия между ними.
Согласно определению П. И. Пидкасистого, коллектив является культурной ценностью и создает культурную среду для жизнедеятельности учащихся. Это также используется учителем для развития внутреннего мира учащихся через процесс воспитания.
Определение А. С. Макаренко указывает на то, что коллектив - это группа детей, объединенных общими целями с общественно ценным смыслом. Члены коллектива ведут совместную деятельность, организованную для достижения этих целей.
И. П. Иванов говорит о том, что коллектив – это система работы, основанная на отношениях творческого содружества между учителями и учениками. Они взаимодействуют как старшие и младшие товарищи для достижения общих целей.
Г. М. Коджаспирова определяет коллектив как группу людей, связанных между собой через социально обусловленные цели, интересы, потребности, нормы и правила поведения. Они совместно выполняют деятельность, используя общие средства и проявляя единство воли под руководством.
Теперь заполним таблицу:
| Признаки понятия | Совпадающие признаки | Несовпадающие признаки |
|----------------------|------------------------------|-----------------------|
| Культурная ценность | Определение 1 | |
| Общие цели | Определение 2 | |
| Творческое содружество| Определение 3 | |
| Взаимное влияние | Определение 4 | |
| Общая деятельность | | |
| Единство воли | | |
| Руководство | | |
Из определений видно, что коллектив имеет общие цели, совместную деятельность, единство воли и средства для активного взаимодействия между участниками. Кроме того, коллектив является культурной ценностью и создает культурную среду для учащихся. Он также способствует внутреннему развитию личности и дает возможность для творческого содружества между учителями и учащимися.