252 Доведіть, що подані речення є складнопідрядними з однорідною підрядністю. Побудуйте схеми цих речень. Обгрунтуйте вживання розділових знаків. 1. Біда навчить, кому руку подати і від кого прийняти чесний хліб (Д. Павличко). 2. Не знаєм, де грози оселя, чи є туди які стежки (Є. Гу- цало). 3. Я тут живу, на добрій цій землі, де йдуть дощі і дозріває колос, де білим цвітом облітають дні і став піснями мій жіночий голос (Г. Чу- бач). 4. Там, де Ятрань круто в'ється, де холодная вода, там дівчина воду брала, чорнобрива, молода (Нар. творчість
1. Рассмотрим первое предложение: "Біда навчить, кому руку подати і від кого прийняти чесний хліб (Д. Павличко)."
Это предложение содержит два союза "і", которые связывают две придаточные части. Первая часть выражена глагольным сказуемым "Біда навчить", а вторая часть - глагольным сказуемым "кому руку подати і від кого прийняти чесний хліб". Обе части связаны с глаголом "навчить" и имеют однородную подчиненность - они оба выполняют одну функцию в предложении (то есть оба они являются целью или результатом действия Біды). Таким образом, мы можем сказать, что это складноподчиненное предложение с однородной подчиненностью.
Схема данного предложения:
Біда навчить
|
кому руку подати і від кого прийняти чесний хліб
Что касается использования розділових знаків (знаки препинания):
- В данном предложении в середине используется запятая перед словом "і", чтобы разделить две однородные части предложения. Запятая используется в данном случае для того, чтобы не перепутать две однородные части предложения и благодаря этому предложение будет понятнее для читателя.
2. Перейдем ко второму предложению: "Не знаєм, де грози оселя, чи є туди які стежки (Є. Гуцало)."
Это предложение также содержит два союза "чи" и "дe", которые связывают две подчиненные части. Первая часть выражена глагольным сказуемым "не знаєм", а вторая часть - глагольным сказуемым "де грози оселя, чи є туди які стежки". Обе части связаны с глаголом "знаєм" и выполняют одну функцию в предложении (обе они являются объектом незнания). Таким образом, мы можем сказать, что это складноподчиненное предложение с однородной подчиненностью.
Схема данного предложения:
Не знаєм
|
де грози оселя, чи є туди які стежки
- В данном предложении нет розділових знаків, так как обе части предложения тесно связаны друг с другом и с точки зрения логики предложение имеет смысл только в комплексе.
3. Перейдем к третьему предложению: "Я тут живу, на добрій цій землі, де йдуть дощі і дозріває колос, де білим цвітом облітають дні і став піснями мій жіночий голос (Г. Чубач)."
Это предложение содержит три союза "де" и связывает три подчиненные части. Первая часть выражена глагольным сказуемым "Я тут живу", вторая часть - глагольным сказуемым "на добрій цій землі, де йдуть дощі і дозріває колос", а третья часть - глагольным сказуемым "де білим цвітом облітають дні і став піснями мій жіночий голос". Все три части связаны с глаголом "живу" и выполняют функцию места проживания (места, где я живу). Таким образом, мы можем сказать, что это складноподчиненное предложение с однородной подчиненностью.
Схема данного предложения:
Я тут живу
|
на добрій цій землі, де йдуть дощі і дозріває колос, де білим цвітом облітають дні і став піснями мій жіночий голос
- В данном предложении перед первой частью предложения ставится запятая, так как она является однородной по смыслу и добавляет дополнительную информацию о месте проживания.
4. Наконец, рассмотрим четвертое предложение: "Там, де Ятрань круто в'ється, де холодная вода, там дівчина воду брала, чорнобрива, молода (Нар. творчість)."
Это предложение содержит два союза "де" и связывает две подчиненные части. Первая часть выражена глагольным сказуемым "Там, де Ятрань круто в'ється, де холодная вода", а вторая часть - глагольным сказуемым "там дівчина воду брала, чорнобрива, молода". Обе части связаны со значением места (в тех местах, где) и выполняют функцию локации событий. Таким образом, мы можем сказать, что это складноподчиненное предложение с однородной подчиненностью.
Схема данного предложения:
Там, де Ятрань круто в'ється, де холодная вода
|
там дівчина воду брала, чорнобрива, молода
- В данном предложении перед второй частью предложения ставится запятая, так как она является однородной по смыслу и добавляет дополнительную информацию о девушке.
Надеюсь, что я смог дать вам подробный и понятный ответ на ваш вопрос о складноподчиненных предложениях с однородной подчиненностью и обосновал использование розділових знаків в данных предложениях.