Звери были сыты и напоены - по пути удалось схватить несколько двуногим зверем. А тут и сам человек приметил волчат. И что са-
и ночь чуть было не кончилась для волков неожиданной бедой.
Уроки 53-54. Знакомый незнакомый мир
природы
но одно чрезвычайное происшествие
жирных сурков да зайцев
А случилось то, что уже на закате, когда Акбара и Ташчай-
11. Как вы понимаете тему урока? к кому обращен вопрос? Что
подразумевается под подножьем, вершиной? Имеет ли право человек
как «вершина, властелин природы, распоряжаться жизнью «меньших
братьев и тем самым уничтожать природу? Напишите небольшое эссе.
заставило их покинуть это место и повернуть вoсвояси,
к логову в глубине саванны.
нар, захмелевшие от запахов дурман-травы, растянулись в тени
кустов, неподалеку вдруг раздался человеческий голос. Прежде
человека увидели волчата, игравшие наверху овражка. Зверены-
ши не подозревали да и не могли предполагать, что неожиданно
появившееся здесь существо - человек. Волчата вначале притай-
лись, недоумевая и побаиваясь, - такого они никогда не видели.
различать причастия и деепричастия,
А человек всё бегал и бегал по травам, как сумасшедший. Вол-
чата осмелели, любопытство взяло верх, им захотелось затеять
Прочитайте отрывок из романа Чингиза Айтматова «Плаха». Оза-
ВЫ СМОЖЕТЕ:
ВЫ УЗНАЕТЕ:
составить цитатный план:
как письменно излагать
Свои мысли
проводить дебаты
главьте текст.
01.
мое удивительное
Ташчайнаром
трое нескладно
Недавно одна из вылазок с отлучкой от логова на целый день
В то раннее утро Акбара повела свой выводок на дальною
окраину Моюнкумской саванны. В этот раз они с
были уже не одни: за ними следовали волчата —
длинноногих щенков. Молодняку надлежало как можно больше
узнавать в походах окрестности, осваивать будущие волчьи
владения. Пахучие луга, куда вела на ознакомление волчица,
были на краю тех владений, дальше простирался чужой мир,
там могли встретиться люди, оттуда, с той неоглядной стороны,
доносились порой протяжно завывающие, как осенние ветры,
паровозные гудки, то был враждебный волкам мир.
За Акбарой трусил Ташчайнар, а волчата резво носились
от избытка энергии и все норовили выскочить вперёд, но волчица-
мать не давала им своевольничать она строго следила, чтобы
никто не смел ступать на тропу впереди нее.
Уже к вечеру волчье семейство прибыло к краю саванны.
Прибыло в самый раз – засветло. Травы в этом году были высоки –
почти по холку взрослым волкам. Здесь, в небольшом овражке,
волки сделали привал после долгого пути. Неугомонные волчата
не столько отдыхали, сколько бегали вокруг, принюхиваясь
и присматриваясь ко всему, что привлекало их любопытство.
Возможно, волчье семейство осталось бы здесь на всю ночь, благо
- вместо того чтобы насторожиться, подумать,
отчего вдруг здесь оказались волки, - этот чудак пошел к волча-
там, ласково протягивая руки.
- Смотри-ка, что это? – приговаривал он, тяжело дыша и от-
ирая пот с лица. — Никак волната? Или это мне почудилось от круг
жения? Да нет, трое, да такие пригожие, да такие большие уже!
Ах, вы, мои зверёныши! Откуда вы и куда? Что вы тут делаете?
Неразумные волчата и в самом деле поддались на его ласки.
Виляя хвостиками, игриво прижимаясь к земле, они поползли
к человеку, надеясь пуститься с ним наперегонки, но тут из ов-
ражка выскочила Акбара. Волчица в мгновение оценила опас-
ность положения. Глухо зарычав, она кинулась к человеку. Ей
ничего не стоило с размаху полоснуть его клыками по горлу или
по животу. А человек, совершенно обалдевший при виде яростно
набегающей волчицы, присел, в страхе схватившись за голову.
Это-то его и Уже на бегу Акбара почему-то переменила
своё намерение. Она перескочила через беззащитного человека,
которого можно было поразить одним ударом, перескочила, успев
при этом разглядеть черты его лица и остановившиеся в жутком
страхе глаза, почуяв запах его тела, перескочила, развернулась
и снова перепрыгнула во второй раз уже в другом направлении,
бросилась к волчатам, погнала их прочь, больно кусая и оттес-
няя к оврагу, и тут столкнулась с Ташчайнаром, страшно взды-
бившим загривок при виде человека, куснула и повернула и его,
и все они, гурьбой скатившись в овраг, в мгновение ока исчезли...
Выпишите все причастия и деепричастия из текста Напишите от какого глагола они образованы Какова их роль в тексте умоляю
1. Недавно — недавний (суффиксальный)
2. Выводок суффиксальный
3. Вначале — приставочно-суффиксальный
4. Цветения — суффиксальный
5. Длинноногих — сложение основ
6.Избытка — непроизводное (ни от чего не образовано).
7. Засветло
8. Ведомые
9. Наверху
10. Голокожим, двуногим
11. Таких
12. Особенно, ни, не.
13. Долго, вначале, затем.
14. Охотясь.
15. Завывающие.
16. Выше.
17. Есть краткие причастия : сыты, напоены.
18. Такого, этим.
19. Согласование
20.Примыкание.
Объяснение:
Темой текста является встреча волчат с человеком и последующая реакция волчат и волчицы на его появление. Также в тексте затрагивается вопрос о праве человека распоряжаться жизнью других существ и уничтожать природу.
Под подножьем подразумевается нижняя часть чего-либо, в данном случае, низины саванны, где находились волки. Вершина же относится к человеку, который считает себя "вершиной" и "властелином природы".
Волки не имеют права распоряжаться жизнью людей, как и люди - жизнями других существ и уничтожать природу. Природа является уникальной и уязвимой, и каждый должен заботиться о ее сохранении и соблюдении ее баланса.
Однако, эссе должно быть написано самостоятельно, и школьник должен выразить свое собственное мнение на этот счет. Он может использовать аргументы из текста, чтобы подкрепить свою точку зрения.
---
Теперь давайте проведем анализ текста.
1. Причастия из текста:
- сыты
- напоены
- кончилась
- неожиданной
- жирных
- сурков
- зайцев
- раздалясь
- приметил
- игравшие
- различать
- бегал
- осмелели
- захотелось
- затеять
- проводить
- разглядеть
- остановившиеся
- столкнулась
- вздыбившим
2. Деепричастия из текста:
- удалось
- повернуть
- растянулись
- видели
- смело
- принюхиваясь
- тяжело
- дыша
- испугаться
- удивительное
- оценила
- перескочить
- погнала
- исчезли
Эти причастия и деепричастия образованы от следующих глаголов:
- сыты и напоены - от глагола "сытить и напоить"
- кончилась - от глагола "кончиться"
- неожиданной - от глагола "ожидать"
- жирных - от глагола "жиреть"
- сурков и зайцев - от глаголов "схватить"
- раздался - от глагола "раздаться"
- приметил - от глагола "приметить"
- игравшие - от глагола "играть"
- различать - от глагола "различать"
- бегал - от глагола "бегать"
- осмелели - от глагола "осмелеть"
- захотелось - от глагола "захотеть"
- затеять - от глагола "затеять"
- проводить - от глагола "проводить"
- разглядеть - от глагола "разглядеть"
- остановившиеся - от глагола "остановиться"
- столкнулась и вздыбившим - от глагола "столкнуться"
Причастия и деепричастия в тексте выполняют роль дополнительной информации и описания действий и состояний. Они помогают читателю лучше представить себе ситуацию и отношения между персонажами.
В задании также просится составить цитатный план и написать эссе. Чтобы сделать это, первым делом нужно выделить наиболее важные и интересные моменты из текста, которые можно использовать в эссе. Более подробное решение задания требует более детального анализа текста.