Значение и роль суда биев в
становлении и развитии судебной власти Республики Казахстан.
До
начала XIX века казахи имели уникальный традиционный суд биев, при к кочевому и полукочевому скотоводческому образу жизни. Начиная с 20-х годов
XIX века, начался процесс постепенной его ликвидации царским правительством. До
введения российских гражданских и военных судов на территории Казахстана
существовал традиционный суд биев. Он был призван урегулировать уголовные,
имущественные, внутрисемейные правонарушения и преступления.
Суд биев, как суд высокой морали, строился и
основывался на таких фундаментальных принципах, составляющих его незыблемые
основы, как неподкупность судьи, справедливость как суть и моральная ориентация
судебных решений, доступность и публичность суда, владение судьей ораторским
искусством как средством доказывания и обоснования судебного решения,
ориентированность суда на примерение сторон и полное возмещение причиненного
правонарушением ущерба. Одна из ярких особенностей суда биев – в его
духовности: духовное содержание рассматриваемых споров всегда превалировало,
бии старались придерживаться в первую очередь моральных установок, сложившихся
в обществе.
Лучше
всего правосудие древних казахов можно охарактеризовать определением
«народный». Авторитет биев держался на народном признании, по существу, это
было и охранной грамотой, и своего рода «лицензией» бия на отправление
правосудия. Бии являлись главными носителями норм права казахов, выполняли
практически все правовые функции государства: знатоки, интерпритаторы и
охранители существоваших законов, реформаторы и законодатели, советники ханов и
султанов. Главным принципом их деятельности был принцип справедливости. В
отличие от суда среднеазиатских 59 государств, руководствующиеся основными
законами шариата, суд биев казахской степи руководствовался адатом, обычным
правом общения людей в общине и между собой, в основе которой было пять
принципов – Бог, община, родители, семья и личность человека, то есть
тенгрианский принцип.
Бием
мог стать любой представитель черной кости, знающий нормы обычного права,
обладающий красноречием и достаточным авторитетом. Одним из обязательных
требований было знание норм обычного права. Обычное право господствовало на
территории Казахстана на протяжении столетий. Бии располагали большими правами
в толкованиии норм, обосновании и вынесении решений, а также в определении
методов и форм приведения этих решений в исполнение.
Таким
образом, бии должны были знать широкий круг источников, огромный объем
различных норм обычного права. Но, кроме этого, к биям предъявлялось еще одно
требование – красноречие и ораторское мастерство.
Суд проводился публично, в словесной форме, во
всех случаях допускался защитник. Сердцевиной суда биев часто становилось
выступление самого бия или же судебный словесный поединок между двумя биями.
Естественно, что подобная форма суда закономерно предполагала высокий уровень
ораторского мастерства бия. Как подчеркивали современники, а затем и историки,
само право быть бием в казахской степи определялось двумя исходными моментами:
требовались глубокие познания в судебных обычаях и учитывалось личное
ораторское мастерство
Таким
образом, бийские суды в то время были основным судебным органом, в который
обращались тяжущиеся. Целью суда был не столько поиск истины, а сколько
примерение сторон и прекращение конфликтов. Это были общественные суды,
организация деятельности которых не подвергалась регулированию со стороны
государственной власти. То есть судебная система казахского общества состояла
из двух уровней: общественные суды (суды биев), которые составляли основу
судебной системы и были судами первой инстанции; и ханский суд – суд высшей
инстанции. Роль суда биев в системе государственного механизма того времени
неоценима.
Разумеется, современные реалии намного
отдаляют нас от и невозможно механически перенести давние традиции
в сегодняшний день, хотя иногда слышатся и такие предложения, особенно когда
речь идет о третейских, мировых судах или институте досудебного примерения. Но,
несомненно, мы многое можем и должны почерпнуть из богатейшего наследия суда
биев. Самое главное и ценное – исторические уроки призваны нам возродить
нравственные начала в воспитании дойстойных граждан.
Задания по тексту:
1.
Разбейте текст на смысловые части. Назовите тему каждого абзаца. Запишите тезис
(основную мысль) каждого абзаца.
2.Можно
ли изменить последовательность абзацев? Если – нет, то почему?