Запятая, точка с запятой Двоеточие Тире
1. [ ], [ ] = и -
перечисление.
Тучи разошлись, выглянуло
солнце
1.[ ]: [ ] – причина.
Осень и зиму Павел не
любил: они приносили ему
много страданий.
1.[ ] – [ ]
– противопоставление,
сопоставление.
Политики ищут шанс –
предприниматели его
находят.
; 1.[ ]; [ ]; [ ] - части БСП
далеки по смыслу.
Статные осины высоко
лепечут над вами; длинные,
висячие ветки берёз едва
шевелятся; могучий дуб стоит
подле красивой берёзы.
2.[ ] : [ ] – пояснение = а
именно, то есть.
У собак есть рыцарское
правило: собаку на привязи
или лежачую не трогают
2.[ ] – [ ] – время,
условие = когда…то,
если…то.
Солнце дымное встаёт –
будет день горячий.
2. [ ]; [ ] – внутри частей
БСП есть запятые.
Небо покрыто было тучами;
ветер, усиливаясь, разгонял
их.
3.[ ]: [ ] – дополнение = что.
Глядя на окна, трудно
понять: светит ещё луна или
нет.
3.[ ] – [ ] - быстрая
смена событий.
На полном бегу набок
салазки – Саша в снегу.
4.[ ] – [ ] – сравнение =
словно, будто.
Молвит слово – соловей
поёт.
Задание. Спишите предложения в рабочую тетрадь. Пользуясь таблицей, поставьте знаки препинания,
постройте схемы предложений.
1. Луна сияла июльская ночь была тиха.
2. Вдруг всё потемнело набежала на солнце туча.
3. Лето припасает зима поедает.
4. Утро было чудесным умытый лес улыбался пели птицы.
5. Посеешь ветер пожнёшь бурю.
6. Дети стали большими им надо учиться.
7. В морозном воздухе тихо точно зачарованный стоит бор облитый радужным светом уже
полинявшего солнца.
8. Учись мой сын наука сокращает нам опыты быстротекущей жизни.
9. Зима без снега лето без хлеба.
10. Облако пройдёт озеро заблестит нивы обольются золотом.
11. Сумерки были короткие как-то скоро спустилась ночная мгла.
12. Оглядываюсь и замираю в трёх метрах от меня стоит огромный медведь.
13. Учёного учить только портить.
14. Хочешь человека узнать дай ему власть.
15. Дед оказался прав к вечеру пришла гроза.
16. Нынче жарко парит на дворе тепло.
17. Игнат спустил курок ружьё дало осечку.