Запишите предложения, расставляя знаки препинания, подчеркните грамматические основы, постройте схемы предложений. 1)Два воробья видимо осмысливши что зиму они почти од..лели что дело идёт к теплу весело подпрыг..вали у крылечка (В. Белов). 2) Слышно было как с деревьев капала вода на землю как потреск..вали дрова в огне как где-то скр..пела калитка. 3) Для чего же было пр..следовать французов которые бежали так быстро как только могли. 4) Когда настанет вечер ясный люблю на берегу пруда смотреть как гаснет день прекрасный (Н. Огарев). 5) Мы знаем что не надо срывать яблоко пока оно зелено.
Разберем предложение по частям:
- Два воробья - субъект предложения (кто? что?)
- видимо - обстоятельство степени (как?)
- осмысливши - глагол с зависимым словом (что? кого? что делают?)
- что - союз, вводящий дополнительную информацию
- зиму - аккузативное дополнение (кого? что?)
- они -личное местоимение (кто? что?)
- почти - обстоятельство степени (как?)
- одолели - сказуемое (что сделали?)
- что - союз, вводящий дополнительную информацию
- дело - подлежащее (что?)
- идёт - сказуемое (что делается?)
- к - предлог, связывающий сказуемое с подлежащим
- теплу - дательное дополнение (кому? чему?)
- весело - обстоятельство образа действия (как?)
- подпрыгивали - сказуемое (что делали?)
- у - предлог, связывающий сказуемое с подлежащим
- крылечка - местоимение-существительное (что? где?)
Схема предложения:
Два воробья (кто? что?) видимо (как?) осмысливши (что? кого? что делают?), что (дополнительная информация) зиму (кого? что?) они (кто? что?) почти (как?) одолели (что сделали?), что (дополнительная информация) дело (что?) идёт (что делается?) к (связывающий предлог) теплу (кому? чему?) весело (как?) подпрыгивали (что делали?) у (связывающий предлог) крылечка (что? гde?)
2) Слышно было, как с деревьев капала вода на землю, как потрескывались дрова в огне, как где-то скрипела калитка.
Разберем предложение по частям:
- Слышно было - глагол-сказуемое (что делалось?)
- как - вводное слово (сравнение)
- с деревьев - место предмета (откуда?)
- капала - сказуемое (что делалось?)
- вода - подлежащее (что?)
- на землю - место предмета (куда?)
- как - вводное слово (сравнение)
- потрескывались - сказуемое (что делалось?)
- дрова - подлежащее (что?)
- в огне - место действия (где?)
- как - вводное слово (сравнение)
- где-то - обстоятельство места (где?)
- скрипела - сказуемое (что делалось?)
- калитка - подлежащее (что?)
Схема предложения:
Слышно было (что делалось?), как (сравнение) капала (что делалось?) вода (что?) на землю (куда?), как (сравнение) потрескывались (что делалось?) дрова (что?) в огне (где?), как (сравнение) где-то (где?) скрипела (что делалось?) калитка (что?)
3) Для чего же было преследовать французов, которые бежали так быстро, как только могли?
Разберем предложение по частям:
- Для чего же - обстоятельство цели (для чего?)
- было - глагол-сказуемое (что?)
- преследовать - глагол с зависимым словом (кого? что делать?)
- французов - подлежащее (кого?)
- которые - относительное местоимение (какие? что?)
- бежали - сказуемое (что делали?)
- так - обстоятельство степени (как?)
- быстро - обстоятельство степени (как?)
- как только - вводные слова (сравнение)
- могли - глагол-сказуемое (что делали?)
Схема предложения:
Для чего же (для чего?) было (что?) преследовать (кого? что делать?) французов (кого?), которые (какие? что?) бежали (что делали?) так (как?) быстро (как?) как только (сравнение) могли (что делали?)
4) Когда настанет вечер ясный, люблю на берегу пруда смотреть, как гаснет день прекрасный (Н. Огарев).
Разберем предложение по частям:
- Когда настанет - вводное слово (время)
- вечер - подлежащее (когда?)
- ясный - прилагательное, качественное признак подлежащего (какой?)
- люблю - глагол-сказуемое (что делаю?)
- на - предлог, связывающий сказуемое с подлежащим
- берегу - место действия (где?)
- пруда - подлежащее (чего?)
- смотреть - сказуемое (что делать?)
- как - вводное слово (сравнение)
- гаснет - сказуемое (что делается?)
- день - подлежащее (что?)
- прекрасный - прилагательное, качественное признак подлежащего (какой?)
Схема предложения:
Когда (время) настанет (время) вечер (когда?) ясный (какой?), люблю (что делаю?) на (связующий предлог) берегу (где?) пруда (чего?) смотреть (что делать?), как (сравнение) гаснет (что делается?) день (что?) прекрасный (какой?)
5) Мы знаем, что не надо срывать яблоко, пока оно зелено.
Разберем предложение по частям:
- Мы - подлежащее (кто?)
- знаем - глагол-сказуемое (что делаем?)
- что - союз, вводящий дополнительную информацию
- не надо - вводные слова (запрет)
- срывать - глагол с зависимым словом (что делать?)
- яблоко - подлежащее (что?)
- пока - вводное слово (время)
- оно -личное местоимение (о чем?)
- зелено - прилагательное, качественное признак подлежащего (какой?)
Схема предложения:
Мы (кто?) знаем (что делаем?), что (дополнительная информация) не надо (запрет) срывать (что делать?) яблоко (что?), пока (время) оно (о чем?) зелено (какой?)