Запишите предложения под диктовку, подчеркните главные члены, составьте схемы. укажите средства выразительности в предложениях. 1) лёгкая пыль жёлтым столбом поднимается и несётся по дороге, далеко разносится дружный топот; лошади бегут, навострив уши; впереди всех, задрав хвост и беспрестанно меняя ногу, скачет какой-нибудь рыжий космач с репейниками в спутанной гриве. (и. тургенев) 2) после дождя на минутку выглядывало солнце, обливая радостным сверканием омытую дождём молодую, ещё нежную зелень сиреней, сплошь наполнявших мой палисадник; громче становился задорный крик воробьёв на рыхлых огородных грядках; сильнее благоухали клейкие коричневые почки тополя. (а. ) . анализ предложений — определите значения частей бессоюзных сложных предложений, сверяясь с таблицей «знаки препинания в бессоюзном сложном предложении». 1) птиц не было слышно: они не поют в часы зноя. (причина.) 2) я понимал: выручить нас может только случайность. (дополнение.)
Анализ предложений:
- Предложение 1: "Лёгкая пыль жёлтым столбом поднимается и несётся по дороге, далеко разносится дружный топот." В этом предложении подчеркиваются главные члены: легкая пыль поднимается, легкая пыль несется, дружный топот. Схема предложения: Подлежащее + сказуемое + сказуемое.
- Предложение 2: "Лошади бегут, навострив уши; впереди всех, задрав хвост и беспрестанно меняя ногу, скачет какой-нибудь рыжий космач с репейниками в спутанной гриве." В этом предложении подчеркиваются главные члены: лошади бегут, лошади навостривают уши, рыжий космач скачет. Схема предложения: Подлежащее + сказуемое + сказуемое.
Средства выразительности в предложениях:
- В предложении 1 использовано сравнение "желтый столбом", которое помогает представить размеры и форму поднимающейся пыли.
- В предложении 2 использована эпитет "рыжий", который описывает внешний вид космача и создает яркую картину воображения.
2) После дождя на минутку выглядывало солнце, обливая радостным сверканием омытую дождём молодую, ещё нежную зелень сиреней, сплошь наполнявших мой палисадник; громче становился задорный крик воробьёв на рыхлых огородных грядках; сильнее благоухали клейкие коричневые почки тополя (А.).
Анализ предложений:
- Предложение 1: "После дождя на минутку выглядывало солнце, обливая радостным сверканием омытую дождём молодую, ещё нежную зелень сиреней, сплошь наполнявших мой палисадник." В этом предложении подчеркиваются главные члены: солнце выглядывало, солнце обливало, зелень наполнявшая палисадник. Схема предложения: Подлежащее + сказуемое + сказуемое.
- Предложение 2: "Громче становился задорный крик воробьёв на рыхлых огородных грядках; сильнее благоухали клейкие коричневые почки тополя." В этом предложении подчеркиваются главные члены: крик становился громче, почки благоухали. Схема предложения: подлежащее + сказуемое.
Средства выразительности в предложениях:
- В предложении 1 использовано украшение "радостным сверканием", которое описывает солнце и создает яркую картину воображения.
- В предложении 2 использованы сравнения "задорный крик" и "клейкие коричневые почки", которые придают описанию воробьёв и тополя дополнительные характеристики и выразительность.
В результате, оба текста содержат сложные предложения, в которых главные члены подчеркнуты и схематически представлены. Также в текстах используются средства выразительности, такие как сравнение и украшение, которые помогают создать образы и живые картинки воображения.