Задания по русскому языку для повторения изученного материала,
10 класс
Синтаксис словосочетания и предложения
Словосочетание
Задание №1.
Значение словосочетаний связано с их строением. Могут указывать на предмет и его признак (глубокая тишина); на действие и предмет, накоторый оно переходит (собирать цветы); на действие и его признак(говорить тихо)
Стальные рельсы, глиняный кувшин, весьма искусный, чрезвычайно привлекательный, приготовить обед, купить книгу, талантливый артист, гениальное изобретение, писать ручкой, храбрая птица, отчаянная храбрость, отчаянно смелый, рассказывать о спектакле, поездка в горы, подойти к реке, вытащить из сумки, очень холодно, скатиться с горы, найти друзей.
Выписать сначала словосочетания, в которых главное слово обозначает предмет, затем признак и действие.
Словарная работа:
вставить буквы в следующем тексте:
г…ворящий, земл…трясение, у…коколейка, б…лото, выр…стает, ч…ловек, ...громный, д…рево, ска…ка, о…дельный, ц…лебный, не…звестный, ...тобы, пр…ближаться, девч…нка, ни…кий сла…кий.
Задание№2.
Выписать словосочетания по группам, соответствующим данным схемам.
Прилагательное + существительное
Существительное + прилагательное в Р.п.
Глагол + существительное в В.п.
Глагол + существительное в Тв.п.
Наречие + глагол
Наречие + наречие
Легкий сарафан, летний день, пиджак сына, бабушкины пироги, смотреть передачу, писать картину, рубить топором, быстро бежать, медленно танцевать, строить дом, песня рыбаков, по-весеннему солнечно, блестящий успех, рисовать красками, нора лисы, весело смеяться, очень холодно, гнездо птицы, плохо чувствовать, сердито ворчать.
Задание №3
Согласуйте слова в словосочетаниях.
аплодировать (певцы)
Оплатить (работа)
Поделиться (опыт)
Отзыв (книга)
Крепк… (кофе)
Благодарен (друг)
Заслужить (похвала)
Задание №4.
Обозначьте главные и зависимые слова, определите тип связи слов в словосочетаниях.
Участвовать в работе, чествовать ветеранов, верно расположить, очень внимательный, короткие встречи, рано утром, думать о сыне, косить траву, унести домой, унести доски, достать из сумки, благодарить друга.
Связь слов в словосочетании.
Согласование – зависимое слово стоит в тех же формах, что и главное.
Изменяется форма главного слова – изменяется и форма зависимого слова:
темная комната,
темную комнату.
Управление – зависимое слово (cуществительное или другая часть речи, употребляемая в значении существительного, ставится при главном слове в определенном падеже:
увидеть радугу,
встречу друга.
Примыкание – зависимое слово связывается с главным по смыслу:
Очень хорошо,
писал разборчиво.
Задание №5.
Определить тип связи.
Надеть перчатки
Современный подход
Храбрый солдат
Возвращение днем,
Стремление увидеть
По-летнему жарко
Двумя детьми
Одеться по-зимнему
Поймать бабочку
Принести успех
Серый от пыли
Совершить подвиг
Беседа наедине
Задание №6.
Теория словосочетания
Согласование:
Сам. ч. р. + прилагательное
причастие
порядковые числительные
местоимение
Управление:
Сам. ч. р. + существительное
местоимение
Примыкание:
Сам. ч. р. + наречие,
деепричастие
неопределенная форма глагола
Задание №7
Выписать словосочетания, определить тип связи.
В середине осени устанавливается иногда удивительно ясная погода.
На красноватой траве, на былинках засохших камышей блестели и волновались бесчисленные легкие тени паутины.
Радостно и в дождь, и в холодный ветер возвращаться домой с полной корзинкой грибов.
Объяснение:
Да я слушаю