Задания. I.
СПРОСИ У СОВЕСТИ СВОЕЙ
(1) Споко..н и счас..лив тот кто живет в ладу со своей сове-стью. (2) (Не) завидна участь того кто разм..нулся с ней поступился совестью ради (сию) минутной выгоды или хуже того отрекся от нее из личного эг..изма.
(3) Совес..ливый человек (не) обман..т (не) украдет (не) пр..даст на производств., (не) схалтурит. (4) В час..ной жизн.. (не) оставит без и внимания старых родителей или соб-ствен..ого ребенка (не) обид..т слабого и (не) униз..т себя лицемерием и лестью. (5) Совестливый значит порядочный чес..ный чело-век наделен..ый чувством достоинства справ..дливостъю добро-той. (6) О совестливом человеке можно сказать словами Н.А. Доб-ролюбова Пусть его жизнь (не) оз..рилась блеском какого (либо) деяния на пользу общества все (таки) его нравствен..ое значение (не) потерян..о
(7) Добавим что нравствен..ое значение каждой личности живущ..й по (не) писан..ым законам совести (не) оценимо ибо всем окружающим она дарит теплоту человечности.
К. Ткаченко
1. Укажите тему текста.
2. Назовите основную мысль текста.
3. Определите стиль текста (докажите свое мнение).
4. Определите тип текста (докажите свое мнение).
5. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставь-те, где нужно пропущенные буквы.
6. Определите, какое средство (однокоренные слова, си-нонимы, повтор, местоимение, союзы) используется для связи предложений: 1 и 2; 2 и 3.
7. Укажите средство выразительности, использованное во втором предложении.
8. Укажите, какой тип связи используется в следующих словосочетаниях: можно сказать, совестливый человек, живет в ладу.
9. Найдите в тексте слова, образованные сложения.
10. Определите лексическое значение слов: совесть, лесть, л..цемерие.
11. * Творческая работа. Напишите, какое отношение имеют размышления о совести, высказанные в этой статье, к роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».
II.
1.
Проанализируйте предложенный фрагмент текста и докажите, что он относится к официально-деловому стилю речи.
Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения должны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются.
2.
Переведите следующее деловое письмо на русский литературный язык.
Уважаемый Иван Сергеевич!
Довожу до твоих мозгов, что фишка с поставкой компов не проканала.
Гони бабки, клёвее зеленые. Мне в лом чесать к тебе и по барабану твои заморочки, перетирай их сам.
С приветом пахан компании Сидоров.
1. Тема текста: рассуждение о значимости и значении совести в жизни человека.
2. Основная мысль текста: жизнь, нацеленная на совесть и моральные ценности, является более счастливой и успешной.
3. Стиль текста: публицистический. Это подтверждается использованием норм литературного языка, фразы Н.А. Добролюбова, а также употреблением пропущенных знаков препинания и пропущенных букв, что делает текст непосредственным для коммуникации с школьниками.
4. Тип текста: учебное пособие или задание для школьников.
5. Расстановка недостающих знаков препинания и букв:
- (1) Спокойн и счастлив тот, кто живет в ладу со своей сове-стью.
- (2) (Не) завидна участь того, кто размнулся с ней, поступился совестью ради (сию) минутной выгоды или хуже того, отрекся от нее из личного эго-изма.
- (3) Совест-ливый человек (не) обманет, (не) украдет, (не) продаст на производстве, (не) схалтурит.
- (4) В час-ной жизни (не) оставит без внимания старых родителей или своего ребенка, (не) обидит слабого и (не) унизит себя лицемерием и лестью.
- (5) Совестливый значит порядочный, честный чело-век, наделенный чувством достоинства, справедливостью, добро-той.
- (6) О совестли-вом человеке можно сказать словами Н.А. Добролюбова: "Пусть его жизнь (не) озиралась блеском какого (либо) деяния, на пользу общества, все (таки) его нравственное значение (не) потеряно".
- (7) Добавим, что нравственное значение каждой личности, живущей по неписаным законам совести, (не) оценимо, ибо всем окружающим она дарит теплоту человечности.
6. Средства связи между предложениями:
- между 1 и 2 - повторение при помощи однокоренных слов ("сове-стью" и "совестью");
- между 2 и 3 - союз "или".
7. Средство выразительности, использованное во втором предложении: повтор слова "совестью".
8. Тип связи в следующих словосочетаниях:
- "можно сказать" - сравнительная связь;
- "совестьливый человек" - конкретизация;
- "живет в ладу" - описательное определение.
9. Слова, образованные сложением, в тексте отсутствуют.
10. Лексическое значение слов:
- совесть - внутреннее ощущение моральных норм и ценностей, сознание вина или долга;
- лесть - хвалебные или льстивые слова или поступки, направленные на выгоду или удовлетворение интересов другого человека;
- лицемерие - неискренность, двуличие, притворство.
11. Размышления о совести, высказанные в данной статье, могут быть связаны с романом Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" посредством анализа мотивов и поступков главного героя, Раскольникова, который совершает преступление и пытается жить со своей совестью. Размышления о совести акцентируют внимание на внутреннем конфликте и моральных аспектах, которые присутствуют и в романе.
II.
1. Фрагмент текста относится к официально-деловому стилю речи. Это подтверждается использованием официальных выражений, четкой структуры, отсутствием разговорной лексики и индивидуальных особенностей речи.
2. Перевод делового письма на русский литературный язык:
Уважаемый Иван Сергеевич!
Сообщаю вам, что поставка компьютеров оказалась непродуктивной.
Просьба провести оплату немедленно. У меня нет желания приставать к вам, а также меня не волнуют ваши проблемы, решите их сами.
С наилучшими пожеланиями,
Генеральный директор компании Сидоров.