Задание. Спишите СПП. Обозначьте скобками границы главных и придаточных частей в сложноподчинённых предложениях. Определите вид придаточных. Охарактеризуй синтаксические конструкции, которыми осложнены предложения. (3) В щегольской одежде есть, может быть, преувеличенное представление о собственной элегантности, и по большей части щёголь стоит на грани смешного. (4) Надо быть одетым чисто и опрятно, в том стиле, который больше всего вам идёт в зависимости от возраста. (5) Спортивная одежда не сделает старика спортсменом, если он не занимается спортом. (6) «Профеccорская» шляпа и чёрный строгий костюм невозможны на пляже или в лесу за сбором грибов. (7)А как расценивать отношение к языку, которым мы говорим? (8) Язык в ещё большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе.(9) Есть разного рода неряшливости в языке человека.
(10) Если человек родился и живёт вдали от города и говорит на своём диалекте, в этом никакой неряшливости нет. (11) Не знаю, как другим, но мне эти местные диалекты, если они строго выдержаны, нравятся. (12) Нравится их напевность, нравятся местные слова, местные выражения. (13) Диалекты часто бывают неиссякаемым источником обогащения русского литературного языка. (14) Как-то в беседе со мной писатель Фёдор Александрович Абрамов сказал: с Русского Севера вывозили гранит для строительства Петербурга и вывозили слово: слово в каменных блоках былин, причитаний, лирических песен... (15) «Исправить» язык былин — перевести его на нормы русского литературного языка — это попросту испортить былины.(16) Иное дело, если человек долго живёт в городе, знает нормы литературного языка, а сохраняет формы и слова своей деревни (17) Это может быть оттого, что он считает их красивыми и гордится ими. (18) Это меня не коробит. (19) Пусть он и окает и сохраняет свою привычную напевность. (20) В этом я вижу гордость своей родиной — своим селом. (21) Это не плохо, и человека это не унижает. (22) Это так же красиво, как забытая сейчас косоворотка, но только на человеке, который её носил с детства, привык к ней. (23) Если же он надел её, чтобы покрасоваться в ней, показать, что он «истинно деревенский», то это и смешно и цинично: «Глядите, каков я: плевать я хотел на то, что живу в городе. (24) Хочу быть непохожим на всех вас!»(25) Бравирование грубостью в языке, как и бравирование грубостью и неряшеством в одежде, — распространённейшее явление, и оно в основном свидетельствует о психологической незащищённости человека, о его слабости, а вовсе не о силе. (26) Говорящий стремится грубой шуткой, резким выражением, иронией, циничностью подавить в себе чувство страха, боязни, иногда просто опасения. (27) Грубыми прозвищами учителей именно слабые волей ученики хотят показать, что они их не боятся. (28) Это происходит полусознательно. (29) Я уж не говорю о том, что это признак невоспитанности, неинтеллигентности, а иногда и жестокости. (30) Но та же самая подоплёка лежит в основе любых грубых циничных, бесшабашно иронических выражений по отношению к тем явлениям повседневной жизни, которые чем-либо травмируют, говорящего. (31) Этим грубо говорящие люди как бы хотят показать, что они выше тех явлений, которых на самом деле они боятся. (32) В основе любых жаргонных циничных выражений и ругани лежит слабость. (33) «Плюющиеся словами» люди потому и демонстрируют своё презрение к травмирующим их явлениям в жизни, что они их беспокоят, мучат, волнуют, что они чувствуют себя слабыми, незащищёнными против них.(34) Понастоящему сильный и здоровый уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов. (35) Ведь он уверен, что его слово и так весомо.
(36) Наш язык — это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. (37) И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности, степень его возможной «закомплексованности».(38) Учиться хорошей спокойной интеллигентной речи надо долго и внимательно — прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. (39) Но хоть и трудно — это надо. (40) Наша речь — важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума, нашей не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает».
Д. С. Лихачёв