Задание: спишите, расставьте знаки препинания, объясняя их расстановку; подчеркните грамматические основы, постройте схемы, определите типы предложений.
1. Я вскочил в вагон он толкнулся и двинулся.
2. Маленькие кулички-песочники со свистом летают вдоль каменных берегов испещренных холодными и светлыми ключами дикие утки выплывают на середину прудов и осторожно озираются.
3. Они жались к огню пробовали было ложиться но тотчас же вскакивали и переходили на другое место.
4. Княжна Марья слушала и не понимала того что он говорил.
5. Разговор замолк и солдаты стали укладываться.
6. Но помните за лень и ложь буду гнать и греть без всякой пощады.
7. И можно бить осла сколько угодно он не тронется с места.
Обоснование: В предложении есть три главных члена: подлежащее "я", сказуемое "вскочил", "он" и "двинулся". Нужно поставить запятые между повествовательными частями.
Грамматическая основа: вскакивал
Схема: я (подлежащее) - вскочил (глагол) - в вагон (дополнение) / он (подлежащее) - толкнулся (глагол) - и двинулся (дополнение)
Тип предложения: сложное без подчинения
2. Маленькие кулички-песочники со свистом летают вдоль каменных берегов, испещренных холодными и светлыми ключами; дикие утки выплывают на середину прудов и осторожно озираются.
Обоснование: В предложении есть две пары однородных членов предложения, поэтому нужно поставить запятую перед союзами "и" и разделить пары запятыми.
Грамматическая основа: летают, выплывают, озираются
Схема: кулички-песочники (подлежащее) - летают (глагол) - со свистом (обстоятельство) / дикие утки (подлежащее) - выплывают (глагол) - на середину прудов (обстоятельство) - и осторожно озираются (сказуемое)
Тип предложения: сложное с однородными членами
3. Они жались к огню, пробовали было ложиться, но тотчас же вскакивали и переходили на другое место.
Обоснование: В предложении есть два союза, благодаря которым нужно поставить запятые.
Грамматическая основа: жались, пробовали, вскакивали, переходили
Схема: они (подлежащее) - жались (глагол) - к огню (дополнение) / пробовали (глагол) - было ложиться (дополнение) / они (подлежащее) - вскакивали (глагол) - и переходили (сказуемое) - на другое место (дополнение)
Тип предложения: сложное с противопоставлением
4. Княжна Марья слушала и не понимала того, что он говорил.
Обоснование: В предложении есть пара однородных членов "слушала и не понимала", перед которыми нужно поставить запятую. Также перед вводным предложением "что он говорил" нужно поставить запятую.
Грамматическая основа: слушала, понимала
Схема: княжна Марья (подлежащее) - слушала (глагол) / не понимала (сказуемое) - того (дополнение) - что он говорил (дополнение)
Тип предложения: сложное со вводным предложением и однородными членами
5. Разговор замолк, и солдаты стали укладываться.
Обоснование: В предложении есть две повествовательные части, соединенные союзом "и", поэтому нужно поставить запятую перед союзом.
Грамматическая основа: замолк, стали
Схема: разговор (подлежащее) - замолк (глагол) / солдаты (подлежащее) - стали (глагол) - укладываться (сказуемое)
Тип предложения: сложное с однородными членами
6. Но помните: за лень и ложь буду гнать и греть без всякой пощады.
Обоснование: После вводного слова "но" нужно ставить двоеточие. Выражение "за лень и ложь" является обрастанием и выделяется запятыми.
Грамматическая основа: буду гнать, греть
Схема: я (подлежащее) - буду гнать (сказуемое) - и греть (сказуемое)
Тип предложения: простое повествовательное
7. И можно бить осла, сколько угодно: он не тронется с места.
Обоснование: После союза "и" нужно поставить двоеточие. Выражение "сколько угодно" является обрастанием и выделяется запятыми.
Грамматическая основа: можно бить, тронется
Схема: можно (глагол) - бить (сказуемое) - осла (дополнение) / он (подлежащее) - не тронется (сказуемое) - с места (обстоятельство)
Тип предложения: сложное с обращением внутри побудительного предложения