Задание. Списать предложения. Поставить нужный знак препинания (в скобках указать: причина, пояснение или дополнение).
1. Птиц не было слышно они не поют в часы зноя.
2. Я понимал выручить нас может только случайность.
3. Мне стало совестно я не мог закончить начатой речи.
4. Собака была славная уши торчком, хвост колечком, глаза умные-умные.
5. Опомнилась, глядит Татьяна
Медведя нет; она в сенях.
6.Странный случай произошел в дороге совершенно поиздержался.
Мини-тест. Бессоюзные сложные предложения
1. Закончите предложение: между частями бессоюзного сложного предложения со значением перечисления ставится
2. Закончите предложение: если внутри частей сложного предложения уже имеются запятые или другие знаки препинания, то в этих бессоюзных предложениях ставится
3. Укажите верные утверждения.
Двоеточие между частями бессоюзного сложного предложения ставится:
а) если вторая часть указывает причину того, о чём говорится в первой части
б) если вторая часть разъясняет, раскрывает содержание первой части или каких либо её членов
в) если первая часть указывает на время того, о чём говорится во второй части
г) если вторая часть поясняет сказуемое первой части
4. Найдите предложение, соответствующее схеме [ ]: [ причина ] (знаки препинания не а) Настанет утро двинемся в путь.
б) Дрова все вышли топить нечем.
в) Пассажиры спешили до отправления поезда оставалось пять минут.
5. Какая схема соответствует предложению
Снизу было хорошо видно колонна машин спускается с перевала (знаки препинания не а) [ ] - [ ]
б) [ ] : [ ]
в) [ ] ; [ ]
6. Укажите верное объяснение пунктуации в предложении:
Любите книгу ( ) она разобраться в пёстрой путанице мыслей…
а) ставится запятая, т. к. в предложении перечисляются последовательно происходящие явления
б) ставится точка с запятой, т. к. части менее тесно связаны по смыслу
в) ставится двоеточие, т. к. вторая часть указывает причину того, о чём говорится в первой.
7. Укажите верное объяснение пунктуации в предложении: Небо очистилось ( ) замелькали звёзды.
а) ставится запятая, т. к. в предложении перечисляются последовательно происходящие явления
б) ставится точка с запятой, т. к. части менее тесно связаны по смыслу
в) ставится двоеточие, т. к. второе предложение дополняет содержание первого.
8. Укажите верное объяснение пунктуации в предложении:
Вдруг я чувствую ( ) кто-то берёт меня за плечо и толкает.
а) ставится запятая, т. к. в предложении перечисляются последовательно происходящие явления
б) ставится точка с запятой, т. к. части менее тесно связаны по смыслу
в) ставится двоеточие, т. к. вторая часть поясняет содержание первой.
9. Укажите предложение, в котором надо поставить точку с запятой.
а) Однажды он и видит ( ) против его норы стоит рак.
б) Мы побежали в сад, вбежали в беседку, залитую солнцем, сели в кресла ( ) тут же появились мама и Леонид.
в) Сидеть было неудобно ( ) что-то мешало.
г) Уж темнело ( ) на траве появилась роса.
1. Будет хорошая погода - пойдем в горы. (= -) - (=).
2. Смотрю в окно, стоит темная ночь. (=), (= -).
3. Поет море, гудит город, ярко сверкает солнце. (= -), (= -), (= -).
4. Богатому не спится, богатый моря боится. (=), (- =)
5. Зато Обломов был прав на деле, ни одного пятна упрека в холодном, в бездушном цинизме, без увлечения и без борьбы, не лежало на его совести. (- =), (=).
6. За Фомою Григорьевичем водилась особенного рода страсть: он любил до смерти рассказывать одно и то же. (= -): (- = =).