Задание: проанализируйте отрывок из произведения в форме аналитического эссе. Объясните роль данного эпизода в композиции всего произведения. Проанализируйте композицию данного эпизода, приведите аргументы для определения элементов композиции. [3]
Охарактеризуйте персонажей, выявляя отношение к герою произведения других персонажей, объясните взаимоотношения персонажа с общественным окружением. [3]
Выпишите из произведения художественные средства и приемы выражения авторского отношения к героям и событиям (минимум 2 средства). Объясните, с какой целью их использует автор. [3]
[9]

Эпизод из рассказа А.П. Чехова «Хамелеон»

– Так ты кусаться, окаянный? – слышит вдруг Очумелов. – Ребята, не пущай ее! Нынче не велено кусаться! Держи! А... а!
Слышен собачий визг. Очумелов глядит в сторону и видит: из дровяного склада купца Пичугина, прыгая на трех ногах и оглядываясь, бежит собака. За ней гонится человек в ситцевой накрахмаленной рубахе и расстегнутой жилетке. Он бежит за ней и, подавшись туловищем вперед, падает на землю и хватает собаку за задние лапы. Слышен вторично собачий визг и крик: «Не пущай!» Из лавок высовываются сонные физиономии, и скоро около дровяного склада, словно из земли выросши, собирается толпа.
– Никак беспорядок, ваше благородие!..– говорит городовой.
Очумелов делает полуоборот налево и шагает к сборищу. Около самых ворот склада, видит он, стоит вышеписанный человек в расстегнутой жилетке и, подняв вверх правую руку, показывает толпе окровавленный палец. На полупьяном лице его как бы написано: «Ужо я сорву с тебя, шельма!», да и самый палец имеет вид знамения победы. В этом человеке Очумелов узнает золотых дел мастера Хрюкина. В центре толпы, растопырив передние ноги и дрожа всем телом, сидит на земле сам виновник скандала – белый борзой щенок с острой мордой и желтым пятном на спине. В слезящихся глазах его выражение тоски и ужаса.
– По какому это случаю тут? – спрашивает Очумелов, врезываясь в толпу. – Почему тут? Это ты зачем палец?.. Кто кричал!

Оценка и сравнительный анализ​

gladkova2002d gladkova2002d    3   09.03.2021 08:55    35

Ответы
Yuliy5321 Yuliy5321  08.04.2021 08:56

Роль данного эпизода в композиции всего

произведения.

Эпизод является завязкой, так как здесь

представлено начало конфликта - скандал, в который

вовлечены золотых дел мастер и собака. Очумелов

подходит, чтобы разобраться. В эпизоде можно выделить

завязку (-Так ты кусаться, окаянный?), развитие действия

(Слышен собачий визг), кульминацию (Ужо я сорву с

тебя, шельма!"), развязку (По какому это случаю тут?). С

данной композиции эпизода автор хочет

донести мысль о странном положении дел, когда в роли

обиженного оказывается человек, который гордится

своим окровавленным пальцем и хочет иметь выгоду от

этого обстоятельства. Поэтому в кульминации слова:

самый палец имеет вид знамения победы.

Идею эпизода автор доносит через следующие

приёмы в создании образов героев, в анализе которых

просматривается авторская позиция.

Хрюкин – говорящая фамилия, указывающая на

непорядочность человека, он золотых дел мастер, стало

быть, обеспечен. Это подтверждает его внешность:

«гонится человек в ситцевой накрахмаленной рубахе и

расстегнутой жилетке» - он хорошо одет.

Его характеризует и его поведение: гонится за

собакой, ловит её, подавшись туловищем вперёд, - он не

выглядит как пострадавший, скорее, в этой ситуации он

агрессор.

Поведение демонстративное: подняв вверх правую

руку, показывает толпе окровавленный палец – указывает

на его намерения, которые подтверждает и выражение его

полупьяного лица о будущей выгоде для пострадавшей

стороны, то есть, него: Ужо я сорву с тебя, шельма!"

Автор характеризует Хрюкина как отрицательного

персонажа, не останавливающегося ни перед чем ради

получения выгоды.

Второй персонаж – щенок. В данной ситуации он

должен быть агрессивным и нападающим. И автор

называет его «виновник скандала», но это является

авторской иронией, потому что через описание его

внешности («в слезящихся глазах его выражение тоски и

ужаса») становится понятно, что в этой ситуации он –

пострадавший.

Автор формирует жалостливое отношение к

персонажу со стороны читателя и потому, что это не

взрослая собака, а щенок, и потому что персонаж

постоянно через поведение показывает крайний испуг:

«слышен собачий визг», «прыгая на трех ногах иоглядываясь», «растопырив передние ноги и дрожа всем

телом», «в слезящихся глазах».

Следующий персонаж – Очумелов, полицейский

надзиратель, который сначала слышит, потом наблюдает

происходящую ситуацию, а в конце эпизода собирается

разобраться в ней. В этом эпизоде он является пассивным

участником, и только в развязке можно его

охарактеризовать через речь: он задает короткие

проблемные вопросы, которые являются типичными для

полицейского, выясняющего обстоятельства дела.

И последним персонажем является толпа: сначала

это «сонные физиономии», олицетворение некой

безликой и ленивой массы, толпа собирается, ей

показывают палец, в нее врезывается Очумелов, у нее

есть центр. Далее у толпы будет и мнение, выражаемое

разными персонажами. Синоним толпы – сборище,

указывающее на случайный принцип собравшихся и

разношерстность публики. Автор при этого

персонажа заранее показывает равнодушие зевак к

происходящему и из-за того, что Очумелов сначала тоже

оказывается сторонним наблюдателем, прогнозируется

равнодушие и со стороны полицейского.

Таким образом, автор уже в завязке показывает

неоднозначность ситуации, которая заметна любому

стороннему наблюдателю. В данном случае

единственным заинтересованным наблюдателем является

автор.

ПОКАЗАТЬ ОТВЕТЫ
Другие вопросы по теме Русский язык