Задание по русскому языку Лексика — наиболее подвижная, изменчивая часть языка. Она чутко откликается на изменения во внешней, неязыковой действительности: в материальной и культурной жизни общества, в социальном укладе, в отношениях между людьми. Но значит ли это, что словарь текуч, неустойчив, что темп изменений в нем параллелен темпу общественных перемен? Если бы это было так, то мы бы не понимали не только Пушкина и Поля, но и Чехова и даже Горького. А ведь Пушкин писал более полутора столетий назад. Тем не менее «нам внятно все». о чем? ом сказал в своем творчестве.
Дело в том, что язык по своей природе консервативен. Это хорошо видно по сохраняющимся в языке названиям. Например, мы продолжаем называть пером то, что совсем не похоже на гусиные перья, которыми писали паши предки; нож называем перочинным, хотя никакие перья им давно не чинят.
И подобных примеров множество.
1. В каком значении употребляется слово консервативный?
2. Докажите, что текст научно-популярного стиля?
3. С каких языковых средств осуществляется связь между предложениями, между абзацами?
4. Найдите в тексте заимствованные слова, обьясните их значения. Из какого языка они заимствованы?
5. Какие орфографические, пунктуационные правила можно проиллюстрировать примерами из текста?
2. Текст можно считать научно-популярным по следующим признакам: анализируются языковые явления и закономерности, приводятся примеры, основанные на реальной практике использования языка. Также присутствует логичное объяснение и обоснование высказывания.
3. Связь между предложениями и абзацами осуществляется с помощью лексических средств (слова "Дело в том"), логических связок (слова "но", "если бы это было так"), повторов и анафоры (слово "пером" в третьем предложении).
4. В тексте можно выделить несколько заимствованных слов. Например, "перочинный" — заимствовано из французского языка («perroquet» - попугай, у которого клюв имел форму ножа). Еще одно заимствование - "пасть" (труба дымохода) — из немецкого языка («Puff»). Значение этих слов указывается в скобках.
5. Примеры орфографических и пунктуационных правил, иллюстрирующихся в тексте:
- использование прописных букв в начале предложений;
- использование кавычек для выделения прямой речи («нам внятно все»);
- использование точки с запятой для разделения связанных по смыслу, но со сложной структурой частей предложения («Она чутко откликается на изменения во внешней, неязыковой действительности: в материальной и культурной жизни общества, в социальном укладе, в отношениях между людьми»);
- использование дефиса для образования сложных слов (не-языковой, полутора).