Задание 9

Определите и запишите основную мысль текста.

Прочитайте текст 2 и выполните задания 9—13.

Текст 2

(1)Берёста — верхний слой коры берёзы — тёплая, с мягкой бархатистой поверхностью, является волшебным материалом для разных поделок и дел. (2)В старину на Руси каждый крестьянин умел плести разные предметы домашнего обихода из берёсты. (3)Это умение было так же естественно, как умения пахать землю, косить сено, рубить избу. (4)В избе русского крестьянина берёста занимала второе почётное место после дерева. (5)В туеса́ х, лукошках, маслёнках, корзинках, солонках, ягодниках хранили молоко и квас, ягоды и муку, солили грибы и квасили капусту, берегли в них соль и приносили живую рыбу с рыбалки. (6)Туесо́ к мог быть маленьким, на полстакана, и были большие туеса́ , на четыре литра воды. (7)Умелые крестьянские руки делали туеса́ из цельных цилиндров берёсты, снятых с поваленного дерева. (8)Ягодники и лукошки выплетали из берестяных лент, иногда, для прочности, в два слоя.

(9)Со старых берёз мастера снимали большие пласты берёсты — «скалы», или «скальё». (10)Их укладывали на крыши между двух слоёв тёса как защиту от дождя и снега. (11)В знаменитой Преображенской церкви на острове Кижи древние плотники возвели две крыши: одну внешнюю, из двадцати двух главок и бочек, покрытых осиновыми дощечками, а другую потайную, внутри церкви, из двух слоёв тёса с берестяными «скалами». (12)Триста лет надёжно сохраняет берестяная крыша древнюю живопись.

(13)В древнем Новгороде берёста заменяла бумагу. (14)На её внутренней мягкой стороне новгородцы процарапывали буквы костяными или железными стержнями, писали письма и деловые записки. (15)Археологи нашли берестяные грамотки, автором которых был мальчик Онфим, живший в Новгороде в XIII веке. (16)Грамотки содержат учебные записи и рисунки.

(По Г. Салтупу)

Задание 10

Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.

Задание 11

Какое место, по мнению автора текста, берёста занимала в избе русского крестьянина?

Задание 12

Определите и запишите лексическое значение слова «снимать» («снимали») из предложения 9. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.

(9)Со старых берёз мастера снимали большие пласты берёсты — «скалы», или «скальё».

Задание 13

Определите стилистическую окраску слова «возвести» («возвели») из предложения 11, запишите. Подберите и запишите синоним к этому слову.

(1)Берёста — верхний слой коры берёзы — тёплая, с мягкой бархатистой поверхностью, является волшебным материалом для разных поделок и дел.

Задание 14

Объясните и запишите значение фразеологизма витать в облаках. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.

tailurs tailurs    3   16.03.2020 03:59    818

Другие вопросы по теме Русский язык