Задание 8. В реальной жизни неизбежны ситуации, когда тема разговора неприятна для одного из собеседников или для обоих. Одной из таких си-туаций является критика. Очень трудно корректно, необидно сделать заме-чание другому человеку, однако знание этических норм общения может снять нежелательный эмоциональный эффект критики. Распределите приведённые ниже варианты критических оценок на кон-структивные и неконструктивные: • Вам нужно было поступить вот так.
• Ничего. В следующий раз сделаете лучше.
• Как? Вы не смогли сделать эту работу?
56
• Работу надо переделать.
• От вас никогда не выполняете работу вовремя.
• Работа выполнена не на должном уровне. Что Вы собираетесь предпри-нять?
• Работа сделана в целом хорошо. Но для такого ответственного случая следовало бы лучше.
• Вы не могли раньше это сделать?
• Я Вас понимаю, но и Вы войдите в моё положение: дело-то ведь не сде-лано.
• Ну что же Вы? Я на Вас так рассчитывал!
Обоснуйте свой выбор.
1. "Вам нужно было поступить вот так." - Неконструктивная оценка. Это высказывание представляет собой простое указание, но не дает конкретных деталей или совета о том, каким образом лучше поступить.
2. "Ничего. В следующий раз сделаете лучше." - Конструктивная оценка. В данном случае критика представлена в более мягкой форме, и содержит позитивное обращение к будущему, указывая, что получится лучше в следующий раз.
3. "Как? Вы не смогли сделать эту работу?" - Неконструктивная оценка. Подобный вопрос выражает удивление и может вызывать негативные эмоции, не предлагая практических советов или подсказок о том, как улучшить работу.
4. "Работу надо переделать." - Конструктивная оценка. В этом случае критика сопровождается конкретной рекомендацией - переделать работу, что поможет улучшить результат.
5. "От вас никогда не выполняете работу вовремя." - Неконструктивная оценка. Данное утверждение содержит обобщение и критикует непостоянство в сроках выполнения работы, не предлагая способы решения данной проблемы.
6. "Работа выполнена не на должном уровне. Что Вы собираетесь предпринять?" - Конструктивная оценка. После указания недостатков в выполнении работы, задается вопрос о том, как исправить ситуацию, что направляет на обсуждение возможных действий.
7. "Работа сделана в целом хорошо. Но для такого ответственного случая следовало бы лучше." - Конструктивная ошибка. В этом случае критика представлена с учетом хорошо выполненной работы, но указывает на необходимость большего уровня ответственности и лучшего качества впредь.
8. "Вы не могли раньше это сделать?" - Неконструктивная оценка. Данное высказывание лишь подразумевает, что работа была сделана не вовремя, но не дает советов или указаний по улучшению ситуации.
9. "Я вас понимаю, но и вы войдите в мое положение: дело-то ведь не сделано." - Конструктивная оценка. В данном случае указывается, что понимается ситуация, но она все равно недопустима и требуется выполнение работы.
10. "Ну что же Вы? Я на вас так рассчитывал!" - Неконструктивная оценка. Данный комментарий не содержит никаких конструктивных моментов, а только выражает разочарование в исполнителе.
Итак, уважаемые ученики, нами были проанализированы предложенные варианты критических оценок, и мы выделили те, которые являются конструктивными и обосновали наши выборы. Важно помнить, что конструктивная критика помогает улучшить результат, предлагая дополнительную информацию, советы и практическую помощь. Неконструктивная же критика, напротив, может вызывать эмоциональное негодование и не способствует улучшению ситуации.
Спасибо за внимание и удачи вам в общении с другими людьми!