Задание 8
Определите и запишите микротему 3-го абзаца текста.
Текст 2
(1)Чувство Родины — важнейшее чувство для каждого человека. (2)У взрослого это чувство подобно большой реке. (3)Опыт жизни и впечатления от всего увиденного понятие Отечества расширяют до границ всего государства. (4)Но есть у каждой реки исток, маленький ключик, от которого всё начинается. (5)И чувство родины (обратите внимание на корни слов: род — родник — Родина) прорастает, как все большое, из малого зернышка. (6)Этим зернышком в детстве могла быть речка, текущая в ивняках по степи, зеленый косогор с березами и пешеходной тропинкой.
(7)Близкие сердцу картины родной земли связаны у нас с самыми первыми радостями узнавания жизни, с ощущением жизни как таковой, с неосознанной еще благодарностью за эту жизнь. (8)Это, бесспорно, могучая сила памяти. (9)Она влечет птиц из дальних краев к месту, где они родились, она всю жизнь согревает человеческое сердце, делает его счастливым. (10)Или несчастным, если человек почему-то потерял Родину. (11)Разветвленное дерево чувства Родины должно иметь самый первый изначальный росток, и чем он крепче, тем быстрее дерево вырастет, тем зеленее его вершина.
(12)Мы часто говорим о красоте земли, но бережём плохо то, что надо беречь. (13)Грустно признать, но на «клочке земли, припавшем к трём берёзам», частенько видишь кучу бетонного мусора, или забытую ржавую сеялку, или нетленную кучу полиэтиленовых мешков из-под удобрений.
(14)Истоки сыновнего чувства к Отчизне лежат там, где мы рождаемся и живём. (15)Наш общий дом — Родина, — богатея, должен оставаться прекрасным во всех его уголках. (16)Это дело нашей совести, нашей культуры, нашего долга.
Задание 9
Определите, каким средством языковой выразительности является выражение «чувство родины прорастает» из предложения 5. Запишите ответ.
Текст 2
(1)Чувство Родины — важнейшее чувство для каждого человека. (2)У взрослого это чувство подобно большой реке. (3)Опыт жизни и впечатления от всего увиденного понятие Отечества расширяют до границ всего государства. (4)Но есть у каждой реки исток, маленький ключик, от которого всё начинается. (5)И чувство родины (обратите внимание на корни слов: род — родник — Родина) прорастает, как все большое, из малого зернышка. (6)Этим зернышком в детстве могла быть речка, текущая в ивняках по степи, зеленый косогор с березами и пешеходной тропинкой.
(7)Близкие сердцу картины родной земли связаны у нас с самыми первыми радостями узнавания жизни, с ощущением жизни как таковой, с неосознанной еще благодарностью за эту жизнь. (8)Это, бесспорно, могучая сила памяти. (9)Она влечет птиц из дальних краев к месту, где они родились, она всю жизнь согревает человеческое сердце, делает его счастливым. (10)Или несчастным, если человек почему-то потерял Родину. (11)Разветвленное дерево чувства Родины должно иметь самый первый изначальный росток, и чем он крепче, тем быстрее дерево вырастет, тем зеленее его вершина.
(12)Мы часто говорим о красоте земли, но бережём плохо то, что надо беречь. (13)Грустно признать, но на «клочке земли, припавшем к трём берёзам», частенько видишь кучу бетонного мусора, или забытую ржавую сеялку, или нетленную кучу полиэтиленовых мешков из-под удобрений.
(14)Истоки сыновнего чувства к Отчизне лежат там, где мы рождаемся и живём. (15)Наш общий дом — Родина, — богатея, должен оставаться прекрасным во всех его уголках. (16)Это дело нашей совести, нашей культуры, нашего долга.
Задание 10
В предложениях 3−4 найдите слово с лексическим значением «начало». Выпишите это слово.
Задание 11
Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.
1) Прорастает из зёрнышка
2) Нашей культуры
3) Видишь частенько
4) Всё начинается
Задание 12
Из предложения 7 выпишите грамматическую основу.
(7)Близкие сердцу картины родной земли связаны у нас с самыми первыми радостями узнавания жизни, с ощущением жизни как таковой, с неосознанной еще благодарностью за эту жизнь.
Задание 13
Определите тип односоставного предложения под номером 8. Запишите ответ
Задание 14
Среди предложений 7−9 найдите предложение с вводным словом, выпишите вводное слово. Подберите к нему синоним, запишите этот синоним
Задание 15
Среди предложений 5−7 найдите предложение с обособленным согласованным определением. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.
Задание 16
Среди предложений 14−16 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.
Задание 17
Среди предложений 6−9 найдите предложение, которое соответствует данной схеме:
[сказуемое подлежащее, подлежащее].
Шаг 1: Во время выполнения задания, важно разобрать текст на предложения и определить, какие из них относятся к 3-му абзацу.
3-й абзац текста:
(5)И чувство родины (обратите внимание на корни слов: род — родник — Родина) прорастает, как все большое, из малого зернышка. (6)Этим зернышком в детстве могла быть речка, текущая в ивняках по степи, зеленый косогор с березами и пешеходной тропинкой.
Шаг 2: Определить микротему, которая объединяет данные предложения.
Микротема 3-го абзаца: "Прорастание чувства родины в детстве и его значение для человека".
Шаг 3: Обосновать и пояснить ответ.
В данной микротеме рассматривается процесс прорастания чувства родины в детстве и его значение для каждого человека. Автор приводит примеры из детства, в которых чувство родины могло начать формироваться, такие как река, ивняк, березы и пешеходная тропинка. Таким образом, автор подчеркивает важность детства и малых наблюдений для формирования сильной связи с Родиной. Эта связь затем расширяется, как большая река, через опыт жизни и восприятия окружающего мира.
Задание 9:
Средство языковой выразительности, которым является выражение «чувство родины прорастает» из предложения 5 - это сравнение.
Сравнение - это литературное устройство, которое использует слова «как» или «подобно», чтобы установить аналогию или параллель между двумя разными вещами или явлениями. В данном случае, автор сравнивает прорастание чувства родины с ростом большого дерева из маленького зернышка, чтобы показать, что чувство родины начинается малым, но развивается и становится сильным и обширным.
Задание 10:
В предложениях 3−4 слово с лексическим значением «начало» - это "исток".
Задание 11:
Подчинительные словосочетания:
1) Прорастает из зёрнышка - ситуация (причинно-следственная связь)
2) Нашей культуры - признак (предметно-означаемое связь)
3) Видишь частенько - обстоятельство (условно-результативная связь)
4) Всё начинается - сказуемое подлежащее (временная последовательность)
Задание 12:
Грамматическая основа предложения 7: "картины родной земли связаны".
Задание 13:
Тип односоставного предложения под номером 8 - повествовательное предложение.
Повествовательное предложение - это предложение, которое передает информацию, описывает события или действия. Зачастую оно имеет субъект и сказуемое, причем может содержать дополнительные обстоятельства и определения.
Задание 14:
Предложение с вводным словом из предложений 7−9: "Или несчастным, если человек почему-то потерял Родину". Вводное слово - "если". Синоним - "при условии что".
Задание 15:
Предложение с обособленным согласованным определением: предложение 7.
Условия обособления обоснованы тем, что согласованное определение "родной земли" можно исключить из предложения, не повлияв на его грамматику и содержание. Это определение дополняет предложение, уточняя, о каких конкретных картинах речь идет.
Задание 16:
Предложение с обособленным обстоятельством: предложение 15.
Условия обособления обоснованы тем, что обстоятельство "во всех его уголках" можно исключить из предложения, не нарушив грамматической структуры и содержания. Это обстоятельство дополняет предложение, указывая на необходимость сохранения прекрасного состояния Родины в любом ее месте.
Задание 17:
Предложение, соответствующее данной схеме: "сказуемое подлежащее, подлежащее". Это предложение 7: "Близкие сердцу картины родной земли связаны".