Задание 6.. Определите среди следующих форм, совпадающих фонетически, где они являются местоимениями, а где - другими частями речи (наречие, союз, частица, числительное). Укажите, какие между ними семантические, синтаксические и морфологические различия.
1. Он все сидит дома. Он все рассказал мне. 2. Я не знал, чем его занять. Лучше пойти навстречу, чем дожидаться здесь. 3. Это его любимое занятие. Это его нельзя послать? 4. Если выберешь минуту, то приходи. Передай мне то, что обещал. То солнце спрячется, то светит слишком ярко. 5. Что он сказал? Что он молчит? Что, ему лучше? 6. Недавно я встретил одного товарища. Необходимо послать одного представителя. 7. Ну и парень! Что за парень! (Ф. Абрамов).
Задание 7. Дайте грамматическую характеристику слов на –о в приведенных примерах. Определите, какой частью речи и каким членом предложения они являются.
1. Он стал думать о том, что нравственно и что безнравственно (Ч.). 2. На улице холодно. 3. Нас встретили холодно. 4. Она одевается кричаще. 5. Платье было кричаще. 6. Все это… было бесконечно мило, грациозно, женственно (Ч.). 7. Я заблудился, что было прискорбно. Степь начиналась. Идти стало трудно (А. Вознесенский). 8. Довольно скоро стало ясно, что центр интереса в этом обществе только один (Б. Акунин). 9. Ей казалось, что все идет из рук вон гадко и по ее вине (К. Пауст.). 10. Не отходи от меня: мне так отрадно с тобой (А. Фет).
Задание 8. Сравните пары предложений. Используя приемы разграничения предлогов и омонимичных им слов, выявите различия между выделенными словами.
1. Море с шумом мчалось мимо нас. – Жизнь мимо. 2. Вокруг один туман. Вокруг дома много снега. 3. Я пошел навстречу товарищам. - Ветер дул навстречу. 4. Не считая меня, в классе присутствует 20 учеников. – Не считая поступающих книг в библиотеку, невозможно определить количественный ее прирост. 5. Соответственно распоряжению в школах отменены занятия. – Когда получим учебники, тогда соответственно распределим их. 6. Возле мыса Сорочьего к нашему каравану примкнул катер. – Я не знаю ее, но когда я бываю возле, то чувствую в ней редкое существо (Чехов). 7. Больной крепко руку доктору, благодаря его за хорошее лечение. – Благодаря отцу он смог справиться с этими трудностями.
Задание 9. Определите, в каких предложениях слова как, когда являются союзными словами, в каких – союзами.
1. Всю ночь мы лежали у костра, дремали и слушали, как бушевало море (В. Арсеньев). 2. Скажи мне, когда они понадобятся. 3. Я не люблю, когда так говорят. 4. Я тоже был больной, тоже в лихорадке с той минуты, как вошел к нему (Ф. Достоевский). 5. В Саратове, как приехал, взялся разыскивать Цветухина (К. Федин). 6. Мне приходилось ночевать в стогах в октябре, когда трава на рассвете покрывается инеем, как солью (К. Паустовский). 7. Когда мы вышли на улицу села, нам под ноги бросилась собачонка (М. Горький). 8. Андрея поразило, как (=очень сильно) изменился Степан Бояркин за одни сутки (М. Бубеннов). 9. Самое удивительное было то, как (=очень) они быстро договорились (А. Фадеев).
Задание 10 Укажите, на основании каких признаков вы отнесете к частицам некоторые из выделенных слов.
1. Вера, мы, дворянское отродье, не умеем любить (Бун.) 2. Другой подличает из-за чего-нибудь, чтобы выгоду получить, а он он от натуры (Дост.) 3. Вот тут-то человек, не любить, и дает подножку ближнему – не для того, чтобы сделать ему плохо, а чтобы не сделать плохо себе (Жух.) 4. Я неоднократно допытывался: а чем отличается любовь настоящая от любви? (Жух на это у него не хватило бы времени (К. Пауст.). 6. Известием, что генералы, без его ведома, начали отводить войска, Потемкин был ошеломлен (В. Пикуль). 7. В сумеречном лесу уже насвистывали ранние птахи, а в селе было тихо (В. Белов). 8. Уж побледнел закат румяный над усыпленною землей, дымятся синие туманы, и всходит месяц молодой (А.П

baby134 baby134    3   15.03.2020 16:17    114

Другие вопросы по теме Русский язык