Задание 6. Исправьте предложения с речевыми лексическими ошибками (возможные виды ошибок — неуместное употребление заимствованных слов, неправильный выбор синонима, смешение паронимов, нарушение лексической сочетаемости, речевая недостаточность, плеоназм, тавтология, скрытая тавтология, разрушение структуры фразеологизма). 1. Не все люди одинаковы и расчёсывать всех под одну гребёнку просто недопустимо.
2. Посмотрим на красивую дуэль между тремя командами биатлонистов.
3. Был туманный и моросящий осенний день.
4. Согласно статистике каждый седьмой автобус, выходящий на линию, не исправлен.
5. Знания, полученные в школе, как крошечные крупицы золота, с годами формируются в объёмный слиток, образуя неприкосновенный запас и поддерживая нас всю жизнь.
6. Такие необычные феномены, как упавшие на Землю Тунгусский (1908 г.) и Чебаркульский (2013 г.) метеориты, по сей день являются предметом изучения учёных.
7. В команде гостей тоже пестрели знакомые лица.
Обоснование: В предложении происходит нарушение лексической сочетаемости. Глагол "расчёсывать" не может употребляться с предлогом "под". Здесь более правильным вариантом будет использовать глагол "ставить" с предлогом "на".
Пояснение: В данном предложении говорится о том, что не все люди одинаковы. Фраза "ставить всех на одну линию" означает принимать всех людей как одинаковых, без различия их индивидуальных особенностей.
Шаги решения: заменить глагол "расчёсывать" на глагол "ставить" и заменить предлог "под" на предлог "на".
2. Посмотрим на интересную дуэль между тремя командами биатлонистов.
Обоснование: В предложении происходит неправильный выбор синонима. Слово "красивая" не вполне подходит в данном контексте, так как дуэль может быть интересной, напряженной или захватывающей, но красивая она может быть только визуально.
Пояснение: В задании предлагается заменить неправильное слово на правильный синоним, чтобы устранить ошибку. В данном случае мы используем слово "интересная", которое подходит лучше к контексту.
Шаги решения: заменить слово "красивая" на слово "интересная".
3. Был туманный и моросивый осенний день.
Обоснование: В предложении происходит нарушение лексической сочетаемости. Слово "моросивый" не существует в русском языке, правильным словом будет "моросящий".
Пояснение: В данном предложении говорится о туманном дне, при этом добавляется дополнительное присущее осени свойство - моросящий дождь. Правильное слово для обозначения моросящего дождя - "моросящий".
Шаги решения: заменить слово "моросивый" на слово "моросящий".
4. Согласно статистике каждый седьмой автобус, выходящий на линию, не исправлен.
Обоснование: В предложении происходит нарушение лексической сочетаемости и речевая недостаточность. Формулировка "автобус не исправлен" не несет смысловой нагрузки и затрудняет понимание предложения.
Пояснение: В данном предложении говорится о том, что каждый седьмой автобус, выходящий на линию, не проходит технического обслуживания и находится в некорректном рабочем состоянии. Правильное выражение для обозначения некорректного состояния автобуса - "не находится в исправном состоянии".
Шаги решения: заменить слово "не исправлен" на слова "не находится в исправном состоянии".
5. Знания, полученные в школе, как маленькие крупицы золота, со временем образуют большой объём, представляя непрерывный запас и поддерживая нас всю жизнь.
Обоснование: В предложении происходит разрушение структуры фразеологизма. Фразеологическое выражение "крошечные крупицы золота" уже содержит информацию о том, что они могут собираться в большой объём. Необходимо исключить повторение этой информации.
Пояснение: В задании требуется исправить фразу, чтобы она звучала более грамматически и смыслово правильно. В данном случае мы исключаем повторение слов "большой объём" и заменяем его на "непрерывный запас".
Шаги решения: заменить слова "большой объём" на слова "непрерывный запас".
6. Такие необычные события, как падение на Землю Тунгусского (1908 г.) и Чебаркульского (2013 г.) метеоритов, по сей день являются предметом изучения учёных.
Обоснование: В предложении происходит неуместное употребление заимствованных слов. Слова "Тунгусский" и "Чебаркульский" - это географические названия, их необходимо использовать как прилагательные, а не как существительные.
Пояснение: В данном предложении говорится о том, что учёные по сей день изучают такие необычные события, как падение метеоритов. Чтобы использовать географические названия как прилагательные, необходимо добавить соответствующее слово - "падение".
Шаги решения: добавить слово "падение" перед словами "Тунгусского" и "Чебаркульского".
7. В команде гостей тоже было немало знакомых лиц.
Обоснование: В предложении происходит нарушение лексической сочетаемости и плеоназм. Слово "пестреть" уже подразумевает присутствие знакомых лиц, поэтому использование слова "тоже" становится излишним и повторяющимся.
Пояснение: В данном предложении говорится о том, что в составе команды гостей было много знакомых лиц. Слово "пестреть" уже передает эту информацию, поэтому слово "тоже" становится излишним.
Шаги решения: исключить слово "тоже" из предложения.